Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть шестая. Борьба за выживание (вторая половина 1990-х годов) на Северном бассейне далеко не глупых людей, которые, к сожалению, так и не смогли в конеч ном итоге найти общий язык и решить пробле мы рыбообработки. Различные мнения а) Г. Тишков: «Хватит делить...» — Кардинальное решение проблемы воз рождения рыбообрабатывающей базы в Мур манске напрямую связано со строительством и эксплуатацией современного рыбодобываю щего флота, позволяющего обеспечить выпуск продукции с низкой себестоимостью и соответ ственно низкими ценами при ее использовании на рыбоперерабатывающих заводах. Необходи мы также и значительные инвестиции непосред ственно в реконструкцию материально-техни ческой базы заводов. Все это требует времени и денег, — писал в «Рыбном Мурмане» в начале 1995 года генеральный директор АО «Севрыба» Георгий Васильевич Тишков. — В этом году суще ствует реальная возможность прекратить развал производства на заводах бывшего рыбокомби ната и существенно увеличить объемы выпуска рыбопродукции. Это возможно при материаль ной и организационной поддержке со стороны Роскомрыболовства, областной администрации и «Севрыбы». Для оживления начала работы за водов необходимо решить три проблемы: 1. Достать деньги, а их требуется несколько миллиардов рублей. 2. Направить сырье (требуется 20—30 ты сяч тонн), добываемое промысловыми флотами, в российские порты Мурманск, Архангельск, Бе ломорск, то есть создать выгодные, привлека тельные условия флотам. 3. Создать организационную структуру, кото рая смогла бы запустить механизм, отвечающий сегодняшним экономическим условиям, в том числе обеспечить управление ценами и сбытом рыбопродукции. Для обеспечения сырьем береговых обра батывающих заводов Комитет по рыболовству РФ, обеспокоенный развалом береговой базы, стал вводить так называемые «сблокированные квоты», то есть квоты на добычу рыбы выделяют ся промысловым флотам при условии поставки определенного количества сырья на береговые обрабатывающие предприятия. Подобная прак тика, по мнению специалистов Комитета, хоро шо зарекомендовала себя на Дальнем Востоке. Однако, учитывая специфику Северного бассей на и обрабатывающих заводов, возникают не которые вопросы: — как разделить потребность обрабатываю щих заводов между флотами; — какое количество квоты трески адекват но какому количеству сельди, скумбрии, салаки, ставриды, фарша и т. п., то есть видам сырья, не обходимого для заводов; — кто будет управлять процессом; — как будут продавать флоты сырье, по ка кой цене, или давать бесплатно; — как обеспечить бесперебойное снабже ние заводов для повышения эффективности их работы сырьем, в частности пелагическими видами рыб, если они ловятся сезонно: то густо, то пусто. Кажущаяся простота ответов, при внима тельном рассмотрении, требует большой орга низационной работы. Вопросы снимаются, если флоты поставляют сырье на свои береговые об рабатывающие предприятия (хочется подчер кнуть— платежеспособные). Увязывая реализа цию принципа «сблокированных квот», решение перечисленных вопросов и проблем платеже способности с целью реанимации рыбоперера батывающей базы, представляется наиболее целесообразным создание «Фонда поддержки рыбообрабатывающих предприятий». Источника ми формирования данного фонда могли бы стать часть средств, полученных от реализации сблоки рованных и конкурсных квот, другие внебюджет ные источники. Чтобы половина средств не ушла на налоги, надо попытаться освободить его пол ностью или частично от федеральных и местных налогов, что во власти областной администрации. Этот фонд использовать для закупки сырья для за водов на принципах «давальческого сырья» по до говорам. Непосредственно давать деньги заво дам нецелесообразно, так как они уйдут за долги. Получаемую продукцию продавать, вырученные деньги снова возвращать на счет фонда. 324
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz