Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Глава 5. Рыбопереработка Капитан траулера В. С. Пальцев, опытный промысловик, сдержанно ответил: — Как снабжены, так и работаем. Дальнейший разговор был излишне эмоци онально насыщенным и вызвал отрицательную реакцию капитанов других траулеров, слышав ших его. Несомненно, не все из возможно го сделал экипаж, и в этом Виноградов прав. Но и невозможно отрицать, что обеспеченность орудиями лова, техническое состояние судов последнего государственного флота намного хуже, чем однотипных судов тралфлота или «Ка релрыбфлота», не говоря уже о траулерах Союза рыбопромышленников Севера. С 1994 года, с момента искусственно (и искусно!) сделан ного банкротства предприятия, оно находится в кризисной ситуации. Надо же было додумать ся чиновникам до массированного нападения на последний островок госсобственности, еще не разворованной и не перекочевавшей в руки вольных дельцов! Объяснение здесь может быть одно: чиновники спешили доложить в Москву, что работа в Мурманске в этом направлении на чата... Именно с того момента кризисная ситуа ция на предприятии обернулась оттоком лучших кадров, снабжением судов по минимальным нормам, задержками зарплаты от 6 до 12 ме сяцев. И самое главное — люди потеряли веру в справедливость. Без веры как отдельно взято му предприятию, так и стране в целом из кри зиса не выйти. При таких условиях призывать моряков засучить рукава и «вкалывать» на благо неизвестно кого не очень корректно...65 Глава 5. РЫБОПЕРЕРАБОТКА К середине 1990-х годов можно было кон статировать, что рыбообработка Северного бас сейна полностью разрушена. Неуправляемый, непродуманный процесс приватизации привел к результатам, противоположным тем, на что рассчитывали идеологи Чубайса. Хотя с самого начала легко и ясно просчитывалось то финан совое положение, в котором оказались заводы бывшего Мурманского рыбокомбината после отпуска цен и дробления единого комплекса на восемь самостоятельных предприятий. Оче видно, руководители заводов, с энтузиазмом агитируя коллективы за самостоятельность, про сто не представляли глубины экономической ин теграции, которая связывала эти предприятия. Централизованное обеспечение сырьем, сбыт готовой продукции, внутризаводской транспорт, ремонт технологического оборудования и поме щений, объединенная бухгалтерия... Структурные изменения не замедлили ска заться на утяжелении себестоимости продукции, так как каждый завод вынужден был создавать дополнительные службы, отделы по образцу и подобию бывшего рыбокомбината, нести до полнительные затраты при заключении догово ров на услуги со сторонними организациями. Отпуск цен, инфляция, отсутствие индексации оборотных средств не позволяли делать финан совых накоплений, и вся прибыль шла на попол нение оборотных средств, которых становилось все меньше и меньше и уже не хватало на по купку сырья и оплату текущих расходов (электро энергия, услуги, вода, тепло и т. п.). С уменьше нием выпуска продукции затраты росли, а вслед за ними и себестоимость. В конце концов денег не стало на закупку сырья и оплату расходов. Перешли на работу на «давальческом» сырье, но и этот способ пробуксовывал, так как владель цам сырья из-за высокой себестоимости конеч ного продукта стало выгоднее продавать рыбу непосредственно потребителю, а не пускать ее через обработку. Не просчитывалась добав ленная стоимость, которая компенсировала бы инфляцию за время обработки и увеличила бы конечную прибыль. Прибыль, рост которой сти мулирует научно-технический прогресс, разра ботку и внедрение новой техники и технологии, автоматизацию производства. При разумной экономической политике правительства страны, при отсутствии спада производства предприятия могли бы накопить достаточно средств для ин вестирования структурной перестройки внутри отдельных заводов или взять кредиты под нор мальные проценты. Но именно отсутствие четко обозначенных приоритетов и источников финан сирования на государственном уровне стало 319
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz