Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Глава 5. Рыбопереработка Капитан траулера В. С. Пальцев, опытный промысловик, сдержанно ответил: — Как снабжены, так и работаем. Дальнейший разговор был излишне эмоци­ онально насыщенным и вызвал отрицательную реакцию капитанов других траулеров, слышав­ ших его. Несомненно, не все из возможно­ го сделал экипаж, и в этом Виноградов прав. Но и невозможно отрицать, что обеспеченность орудиями лова, техническое состояние судов последнего государственного флота намного хуже, чем однотипных судов тралфлота или «Ка­ релрыбфлота», не говоря уже о траулерах Союза рыбопромышленников Севера. С 1994 года, с момента искусственно (и искусно!) сделан­ ного банкротства предприятия, оно находится в кризисной ситуации. Надо же было додумать­ ся чиновникам до массированного нападения на последний островок госсобственности, еще не разворованной и не перекочевавшей в руки вольных дельцов! Объяснение здесь может быть одно: чиновники спешили доложить в Москву, что работа в Мурманске в этом направлении на­ чата... Именно с того момента кризисная ситуа­ ция на предприятии обернулась оттоком лучших кадров, снабжением судов по минимальным нормам, задержками зарплаты от 6 до 12 ме­ сяцев. И самое главное — люди потеряли веру в справедливость. Без веры как отдельно взято­ му предприятию, так и стране в целом из кри­ зиса не выйти. При таких условиях призывать моряков засучить рукава и «вкалывать» на благо неизвестно кого не очень корректно...65 Глава 5. РЫБОПЕРЕРАБОТКА К середине 1990-х годов можно было кон­ статировать, что рыбообработка Северного бас­ сейна полностью разрушена. Неуправляемый, непродуманный процесс приватизации привел к результатам, противоположным тем, на что рассчитывали идеологи Чубайса. Хотя с самого начала легко и ясно просчитывалось то финан­ совое положение, в котором оказались заводы бывшего Мурманского рыбокомбината после отпуска цен и дробления единого комплекса на восемь самостоятельных предприятий. Оче­ видно, руководители заводов, с энтузиазмом агитируя коллективы за самостоятельность, про­ сто не представляли глубины экономической ин­ теграции, которая связывала эти предприятия. Централизованное обеспечение сырьем, сбыт готовой продукции, внутризаводской транспорт, ремонт технологического оборудования и поме­ щений, объединенная бухгалтерия... Структурные изменения не замедлили ска­ заться на утяжелении себестоимости продукции, так как каждый завод вынужден был создавать дополнительные службы, отделы по образцу и подобию бывшего рыбокомбината, нести до­ полнительные затраты при заключении догово­ ров на услуги со сторонними организациями. Отпуск цен, инфляция, отсутствие индексации оборотных средств не позволяли делать финан­ совых накоплений, и вся прибыль шла на попол­ нение оборотных средств, которых становилось все меньше и меньше и уже не хватало на по­ купку сырья и оплату текущих расходов (электро­ энергия, услуги, вода, тепло и т. п.). С уменьше­ нием выпуска продукции затраты росли, а вслед за ними и себестоимость. В конце концов денег не стало на закупку сырья и оплату расходов. Перешли на работу на «давальческом» сырье, но и этот способ пробуксовывал, так как владель­ цам сырья из-за высокой себестоимости конеч­ ного продукта стало выгоднее продавать рыбу непосредственно потребителю, а не пускать ее через обработку. Не просчитывалась добав­ ленная стоимость, которая компенсировала бы инфляцию за время обработки и увеличила бы конечную прибыль. Прибыль, рост которой сти­ мулирует научно-технический прогресс, разра­ ботку и внедрение новой техники и технологии, автоматизацию производства. При разумной экономической политике правительства страны, при отсутствии спада производства предприятия могли бы накопить достаточно средств для ин­ вестирования структурной перестройки внутри отдельных заводов или взять кредиты под нор­ мальные проценты. Но именно отсутствие четко обозначенных приоритетов и источников финан­ сирования на государственном уровне стало 319

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz