Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть шестая. Борьба за выживание (вторая половина 1990-х годов) Поэтому напряженно, а нередко и нервно про ходят радиосоветы капитанов в Баренцевом море, которые организует начальник промрай- она В. С. Олениченко, находящийся на борту научно исследовательского МИ-776 «Фритьоф Нансен». Когда на промысле 230 траулеров Российской Федерации и до сотни иностран ных, организовать эффективную работу флота непросто. Баренцево море явно перегружено судами. Промысловые концентрации трески, пикши плотными группами траулеров разбива ются быстро, поэтому капитаны, обнаружившие первыми хорошие рыбные записи на экранах приборов, стараются не давать достоверную информацию на радиосоветах, приглашая в та кие квадраты только «своих» на согласованных частотах радиосвязи. На скандалы по поводу искажения информации капитаны-передови- ки не реагируют. «Рынок! Я нашел, и это мое, мне зарплату платят за мастерство и находчи вость», — парируют они критику... После закрытия промысла на востоке суда начали переходить в смежный район — на се- веро-западный склон Мурманской банки, иные пошли и подальше — в островную зону Шпиц бергена. Сразу же активизировали свою дея тельность корабли береговой охраны Норвегии. Их усилия не пропали даром — по результатам проверок траулеров норвежцы объявили о за крытии участка моря для тралового лова к севе ро-западу от острова Медвежий из-за ... прилова маломерной трески более 15 процентов по нор вежским (!) правилам. Как показывал анализ уловов, проведенных научными группами тра улеров по российским правилам рыболовства, прилов маломерной рыбы не превышал 15 про центов. Капитаны чесали затылки: что делать? По всем документам по рыболовству предпи сано в островной зоне работать по российским правилам, а норвежцы настойчиво требуют вы полнения их правил и добиваются своего — за ставляют капитанов срезать траловые мешки с ячеей 125 мм и ставить тралмешки с ячеей 135 мм. А про работу в закрытом ими районе и говорить нечего — силой выталкивают. В июле 1998 года из-за нежелания выполнять норвеж ские правила был арестован БМРТ «Новокуй- бышевск», на котором находился легендарный начальник промрайона А. Ф. Цимбалюк. Вот шуму-то было! Рыбаки надеялись: наконец-то лед тронется — наши власти всех уровней и та лантливые дипломаты надолго решат эту про блему с добрейшими друзьями — норвежцами. Но, увы, победила «дипломатия времени»: все скорее сдать кому угодно, чтоб меньше хлопот было. Курилы — японцам, островную зону Шпиц бергена — норвежцам, а потом будет очередь за смежными районами рыболовства, которые норвежцы также считают своей зоной в Барен цевом море... Поживем— увидим. Но пока рыбу надо ло вить, несмотря на происки непогоды, норвеж ских инспекторов и закрытые районы. Еще более взволнованно зазвучал в эфире на ра диосоветах голос руководителя научных групп В. В. Комличенко: «Надо сохранить район про мысла в островной зоне, не давать повода норвежским инспекторам закрывать районы по прилову маломерной трески, потому что от ступать некуда». Виктор Васильевич предложил капитанам перейти в этом районе на режим работы по норвежским правилам и более вни мательно относиться к прилову маломерки. Сие предложение он обосновал тревогой за выбор квоты, отсутствием запасных районов промыс ла и закончил выступление довольно интересно: «Я тоже державник, казак, но здесь надувание щек ни к чему, район потеряем — и ловить будет негде. Государства почти что нет, и защищать нас некому. Отступаем мы только в биологиче ском плане, с точки зрения сохранения молоди для будущих поколений». Большинство капита нов его поддержали... Суровые декабрьские условия промысла за ставляют нешуточно волноваться и руководите лей флотов. Свою обеспокоенность они, бывает, проявляют в желании лично разобраться с при чинами нестабильной работы. Вот и управляю щий ГП «Севрыбпромразведка» П. В. Виноградов попытался в радиотелефонном разговоре из сво его кабинета с капитаном СТМ «Обва» «ликвиди ровать отставание» в довольно жесткой форме: — Когда начнете работать? Одни убытки от вашего траулера. 318
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz