Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть четвертая. За что боролись? 6) амбиции В феврале 1993 года некоторые флотоводцы решили переложить часть своей ответственно сти за положение дел на промысле на нефтеба зу. И в сообщники взяли прессу. Так, замести тель начальника тралового флота Ю. С. Белов, выражая свое возмущение на страницах «Со ветского Мурмана», нашел очень эффектную фразу: мы ловим рыбу, а «Мурман-Ойл» — дол лары. Не отстал от областного собрата и «Ве черний Мурманск», опубликовав весьма эмо циональную заметку на ту же тему, утверждая, что на нефтебазе есть топливо всех сортов, а суда стоят в порту без топлива, не могут вый ти на промысел. И флоты беспомощны перед нефтяным монстром, вскормленном на рыбац кие деньги. Так ли это на самом деле? Корре спондент «Рыбного Мурмана» Ольга Дмитрик посчитала своим долгом разобраться в поло жении дел и отправилась на южные причалы, на нефтебазу, вновь встретилась с гендиректо ром А. И. Копытовым. — Андрей Иванович пытается смягчить свои высказывания, но горечь прорывается, и я не могу не отметить резонность многих его замечаний, — пишет журналистка. — Вот в прес се изобрели формулу: «Суда не вышли на про мысел из-за отсутствия топлива». И никто не рас крывает этот штамп. Что значит — нет топлива? Копытов по личному капризу не дает? Или в об ласти, в стране вдруг топлива не стало? Оказы вается, у флота просто-напросто нет денег на по купку топлива! Так это же совсем разные вещи. Хотя, между прочим, на покупку кафе-ресторан- чиков у флотов деньги находятся... Оставим без комментария журналистский выпад в адрес флотоводцев насчет «кафе-ресто- ранчиков», обратимся к фактам. СП «Мурман- Ойл» систематически отпускало топливо флотам в долг. Если на 1 ноября 1992 года долг рыба ков составлял 40,6 тысячи тонн, то на 1 января 1993-го он вырос до 63 тысяч — это в денежном выражении около двух миллиардов рублей. Ка залось бы, вот закончится мойвенная путина, и промысловики вернут долги. Но так только ка жется, ведь берешь в долг чужие деньги, а воз вращать надо свои, кровные. И потом, постав щикам на нефтеперерабатывающих заводах тоже прикажете объяснять про путину? Не пой мут. И в долг не дают. Значит, нефтебазе прихо дится брать кредиты для закупки топлива. А кре дитование не безгранично. Да и под что просить кредиты? Под основные средства? Так ведь они, эти средства, арендованы, «Мурман-Ойл» не яв ляется их собственником. И поставщики начина ют сомневаться в платежеспособности мурман чан, которые «входят в положение флотоводцев» и тем самым наращивают долги. — Нельзя действовать против логики рыноч ных отношений, а мы как раз работаем алогично, в ущерб себе, — заявляет А. И. Копытов. — Мы перед дилеммой: закрыть задвижку и отпускать топливо только после предоплаты, или — бодро шагать к банкротству. Наше беспроцентное кре дитование флотов топливом не может быть бес конечным. К тому же, если оплата и поступит «после путины» или к концу года, то ведь мы еще и на инфляции порядочно потеряем. Тут понево ле становишься сдержаннее в раздаче авансов. Сегодня треть предприятий можно подвести под закон о банкротстве. Только ведь деловые люди, если верят в перспективу конкретного предпри ятия, не стремятся его разорить — лучше помочь в тяжелую минуту и продолжать получать при быль. Это еще одна из причин, почему мы не за крываем задвижку. И вот, скажем, «Севрыб- холодфлот», самый большой должник, на днях начал потихоньку расплачиваться. Сократили долг «Мурманрыбпром», Беломорская база гос- лова. Значит, выкарабкиваются, и мы будем co- д. И. Копытов (фото начала 1990-х и 2016 года) 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz