Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть шестая. Борьба за выживание (вторая половина 1990-х годов) начальника «Промразведки». Из следующего поколения капитанов-разведчиков Баренцева моря назову Е. И. Побужаева,60 А. И. Кобца и це лую плеяду молодых капитанов, работавших здесь до самых последних времен, а после того как «Промразведка» стала не нужна рыбакам, они ушли в коммерческие структуры. С количественным и особенно с качествен ным развитием промыслового флота появилась необходимость освоения новых районов и объ ектов промысла, соответственно росла и необ ходимость в капитанах и специалистах для этих целей. Вначале был освоен промысел сельди в Норвежском море, куда снаряжались целые экспедиции судов дрифтерного лова с плавбаза ми и эскадрой поисковиков. В конце пятидесятых годов разведчики двинулись дальше на запад, к Исландии, Гренландии, Канаде — в открытые районы Атлантики. Расширялись районы рабо ты промыслового флота, рос опыт поисковиков. Они научились не только открывать новые райо ны, продвигаясь на юг вдоль Африки и Америки до самой Антарктиды, а затем проникли в Тихий и Индийский океаны, — они научились умело и заблаговременно предсказывать поведение объектов промысла... Управление «Севрыбпромразведка» как школа всегда представляла собой очень се рьезную организацию, а ее бывшие сотрудники и сегодня являются весьма солидными людьми нашего общества. Они возглавляли или воз главляют солидные организации и институты (Л. И. Шепель, Г. И. Лука, Ф. М. Трояновский, Б. Д. Кудрин), руководили всем рыбным хозяй ством страны (В. К. Зиланов и А. В. Родин) ... Рано или поздно наше «рыночное» море успоко ится, возобладают в экономике здравый смысл и честные законы. Тогда и появится снова нуж да в услугах промысловых разведчиков моря. И снова — будем надеяться и верить! — суда «Севрыбпромразведки» на равных с судами других флотов Северного бассейна станут бороз дить Мировой океан.61 ...изнутри Банкротство, как дамоклов меч, висело над предприятием в конце 1990-х годов. Про изводство было убыточно. Уходили с флота луч шие специалисты. Люди не видели перспектив, утрачивали веру в руководителей. В коллективе рос глухой раздор: моряки кивали на берего вые службы, а управленцы недоумевали, поче му показатели работы на промысле хуже, чем на других флотах. Рейсовые задания, как прави ло, не выполнялись. На судах процветало воров ство. До пяти процентов улова шло «на сторону», продавалось и промвооружение. Эти факты про звучали на флотской профсоюзной конферен ции весной 1999 года. Собравшиеся требовали от руководства повышения зарплаты в соответ ствии с отраслевыми и областными соглашени ями, в противном случае грозили коллективным трудовым спором. Управляющему П. В. Вино градову удалось направить дискуссию в другое русло: или постепенное повышение зарплаты наряду с повышением производительности тру да и экономией ресурсов, или банкротство. - - У нас люди не бедные!— запальчиво го ворил Виноградов. — В рейсе моряка кормят на 71 рубль в день. Вне зависимости от выпол нения плана начисляются 8 долларов суточных. Абсолютно все социальные льготы оплачиваем. Если бы не было денег, то не мог бы, например, проштрафившийся экипаж из собственных ко шельков 58 тысяч крон62 отдать норвежским та моженникам. Вот профком требует повысить ру блевую ставку в два раза. А все ли рыбаки на сто процентов выполняют свои обязательства? Ни один не заинтересован работать на результат. Оттого, что механики плохо ухаживают за обору дованием, у нас большая аварийность. И крайне го не найдешь! Работник виноват в том, что не ра ботал, а я — в том, что не могу с него спросить.63 Самым тяжелым для «Севрыбпромразвед ки» стал 1997 год, который коллектив закончил с минусом в 70 миллионов рублей по основно му производству (в сопоставимых ценах на ко нец XX века). 1998-й вытянули уже с плюсом, а 1999-й завершили со значительным положи тельным результатом. Выплаты заработной пла ты нормализовались, более того, зарплата под росла — в среднем по плавсоставу с 1,5 тысяч рублей до 2,8 тысяч. Подыграл предприятию и августовский дефолт, так как для тех, кто ра- 316
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz