Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть шестая. Борьба за выживание (вторая половина 1990-х годов) Соболев, мол, профсоюз какой-то мутный созда­ ет, который из-за рубежа финансируют... Мне позиция Кускова понравилась — он хоть и работодатель, но вел себя честно. Это, скорее всего, на решение суда и повлияло: на работе меня восстановили.49 Что ж, похвала противника намного дороже лести друга. Нефтебаза Автор этих строк намеренно вычленил из рассказа о рыбном порте проблемы, связан­ ные с так называемым третьим грузовым рай­ оном — нефтебазой. Вычленил, чтобы собрать их в единой главке и проследить за эволюцией этого предприятия, ставшего в начале девяно­ стых годов яблоком раздора среди флотоводцев Северного бассейна, а к концу девяностых — ни­ кому не нужной обузой. В первой книге нашего повествования уже рассказано о том, что в свое время руководите­ ли нефтебазы обращались в «Севрыбу» с прось­ бой отделить ее от рыбного порта и включить в состав «Севрыбы», чтобы самостоятельно ре­ шать вопросы реконструкции и модернизации производства. Но кроме сочувствия конкретной помощи не получили. И тогда решили создать СП «Мурман Ойл» (учредители — рыбный порт, основные рыбопромысловые флоты Мурманска и немецкий партнер, у которого был 31 процент уставного капитала), взяв нефтебазу в аренду у областного комитета по госимуществу. Как раз к этому времени, к середине 1992-го года, сама «Севрыба» трансформировалась в акционерное общество и стала заниматься хозяйственной де­ ятельностью. Управленцы сразу же поняли, что у них из под носа уводят лакомый пирог. И ста­ ли бороться за свой кусок этого пирога, то есть за право производить так называемые обмен­ но-закупочные операции, при которых топливо переправлялось за рубеж. «Севрыба» признала договор аренды нефтебазы СП «Мурман-Ойл» неправомочным и просила комитет госимуще- ства РФ самой взять нефтебазу в аренду. Но по­ езд, как говорится, уже ушел — большой товар­ ный состав с топливом... Цель создания совместного предприятия была одна— эксплуатируя нефтебазу, зарабо­ тать средства для реконструкции и модерниза­ ции самой нефтебазы, которая к тому времени работала практически без ремонта 20 лет. С са­ мого начала предприятие с помощью своего за­ падного учредителя начало активно вкладывать средства в производство. Однако сумма, необ­ ходимая для развития и модернизации нефте­ базы, оказалась неподъемной — 60 миллионов долларов. Стало ясно, что самостоятельно таких денег не заработать никогда. Тем более, что с конца 1993 года резко изменилась ценовая политика государства на нефть и нефтепродукты, вверх пошли железнодорожные тарифы и, как следствие, порт Мурманск с его нефтебазой по­ терял привлекательность для экспортеров неф­ тепродуктов, на которых и делалась основная ставка. В мае 1994 года учредители решили поме­ нять форму собственности и создали на базе совместного предприятия АООТ «Мурман Ойл», в состав которого был введен новый акцио­ нер — комитет по госимуществу Мурманской области (14 процентов уставного капитала). С конца 1994 года рыбопромысловый флот практически из Мурманска ушел: цены на судо­ вое топливо стали на 30—40 процентов выше, чем в иностранных портах, где суда и бункерова­ лись. Были введены новые таможенные платежи по НДС — 20 процентов от стоимости привезен­ ной (выловленной российскими моряками) ры­ бопродукции, да к тому же по предоплате. Грузоо­ борот по вышеуказанным причинам резко упал. В 1990 году через нефтебазу было перевалено 1900 тысяч тонн нефтепродуктов, из них для ры­ баков— 900 тысяч тонн; в 1995 году — 565 ты­ сяч тонн, из них для рыбаков — 200 тысяч тонн. «Мурман Ойл» смог поменять направление дея­ тельности— он стал основным поставщиком то­ почного мазута для городов, поселков, военных баз, расположенных на побережье Кольского залива и Баренцева моря (был приобретен тан­ кер емкостью 5 тысяч тонн). Резко увеличились объемы розничной и оптовой продажи бензина... Несмотря на принимаемые меры, пред­ приятие «Мурман Ойл» стало нерентабельным. 310

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz