Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Глава 3. Порт взяла оторопь — зачем же надо было доброволь­ но взваливать на себя и без того тяжкие забо­ ты строительства и реконструкции именно в пе­ риод инфляции и всеобщего раздрая? — пишет журналистка. — Или это нечаянный замах, кото­ рый уже нельзя отработать назад? Но все, с кем я встретилась в тот день на нефтебазе, не раз­ деляли моих опасений. — Первой очередью предусматривается стро­ ительство причала, пяти резервуаров под диз­ топливо по 5000 кубометров и два десятиты- сячника под флотский мазут с подогревателями для поддержания оптимальной температуры в емкостях, — рассказывает заместитель тех­ нического директора «Мурман-Ойла» В. С. Ме- шалкин. — И это только основные объекты, ведь нефтебаза, построенная в 70-е годы по проекту 50-х, давно устарела. Надо увеличить грузообо­ рот, создать современные условия для перевал­ ки и хранения нефтепродуктов... — Глубоководный причал исключит бунке­ ровку судов на рейде, безопасность всех про­ водимых операций будет отвечать требованиям времени, — утверждает заместитель гендиректо­ ра по производству Р. И. Кубанская...30 Выслушав мнения специалистов, наш кор­ респондент вышла на берег, где, не останавли­ вая технологического процесса, шло строитель­ ство. — Ветер рвал куртенку, небо беременело снежным зарядом, а танкер у нефтеналивного пирса замер, сыто чавкая заглатываемым то­ пливом, — описывает увиденное впечатлитель­ ная Ольга Дмитрик. — Этому побережью Коль­ ского залива суждено стать дополнительной территорией нефтебазы. Сейчас здесь спецтех- ника «Морстроя» забивает полутораметровые в диаметре трубы для свайного поля будущего нефтепирса. Самосвалы везут и везут каме­ нистый грунт, фронт работ кажется необозри­ мым. Промеры, углубление, чистка фарвате­ ра... Очистные сооружения, километры новых железнодорожных путей, насосные станции, железобетонные эстакады... Нельзя забывать о пожаро-взрывоопасности будущего производ­ ства. И на все нужны средства, неподъемные на первый взгляд средства. И все это затева­ ется в нестабильное для страны время. Зачем, на что делается ставка? На эти вопросы отвеча­ ет «рисковый» генеральный директор «Мурман- Ойла» А. И. Копытов: — Контракт подписан на пять лет. Вот мне бы и хотелось за эти пять лет сделать большое, нуж­ ное дело, после которого бывшая портовая не­ фтебаза вновь станет солидным, надежным, прибыльным предприятием. Поверьте, в этом нет амбициозности,— уверяет Андрей Ивано­ вич. — Если мы сегодня не начнем реконструк­ цию— завтра будем платить штрафов больше, чем зарабатываем. Средства на реконструк­ цию... На совете учредителей мы обсуждали вариант пропорционального участия основных пользователей — флотов, ведь для них функци­ онирует нефтебаза. Но у флотов положение не­ стабильное. Просить их «скинуться» хоть сколь­ ко-нибудь — не могу, а вот просить не копить задолженности по оплате топлива, чтобы не сби­ вался ритм производства, не отвлекались силы на латание прорех, — вот об этом просить флоты не перестану. Пока на строительство идут деньги (порядка трехсот миллионов) от экспортных пе­ ревалок топлива. Но требуется порядка тридца­ ти миллиардов... Но реконструкцию мы должны, понимаете, должны вести, как бы круто не взви­ валась инфляция. Не имеем права замыкаться на сегодняшнем дне.31 В своих рассуждениях Копытов очень похож на Кускова, год за годом, несмотря ни на что, возводящего стратегически важные для порта объекты. Правда, задача перед руководителем «Мурман-Ойла» стояла масштабнее, да и за­ вистников и злопыхателей у него было больше, чем у «устоявшегося» за десять лет работы ка­ дрового начальника госпредприятия. Не дает Копытов топлива флотоводцам — обижаются. Отпустит в долг, под честное слово — обижа­ ются руководители других флотов. Да и какое «честное слово» может быть у слишком ушлых, дорвавшихся до власти бывших штурманцов! Я уже приводил на страницах этой книги выска­ зывание одного из самых «продвинутых» фло­ товодцев, который не стесняясь в глаза мог за­ явить: «Да, вчера я дал слово, а сегодня сам же забираю его назад»... 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz