Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть шестая. Борьба за выживание (вторая половина 1990-х годов) Наши рыбопромышленники неуправляемы, хо­ зяйничают сами по себе.44 Скептицизм руководителя обоснован. Ры­ баки прежде всего преследовали свою выгоду. Взывания к патриотизму не помогали. Но из чего, все же, сложилось столь негативное отношение к Мурманскому рыбному порту? Надо помнить, что на его территории действовали несколько самостоятельных организаций, к примеру, госу­ дарственная администрация, тот же «Портофлот», таможня, судоходная компания «Маско» и другие. Они сами устанавливали «правила» и тарифы. Тем не менее, все обвинения звучали в адрес рыбно­ го порта. Так, ветслужба области решила, что все автомашины, осуществляющие перевозки рыбо­ продукции, должны перед въездом в порт пройти санитарную обработку. Процедура платная. Де- зинфекционно-помывочная станция расположе­ на на 10-м километре по дороге на Мурмаши. Милицейские посты без санитарной квитанции машины в порт не пропускают. Вновь — конфликт, в котором крайними остаются портовики. На одном из советов директоров ЗАО «Севры­ ба» по просьбе правительства Мурманской обла­ сти был рассмотрен вопрос «О создании условий, благоприятствующих заходу рыбопромысловых судов в порт Мурманск». Руководители флотов и береговых предприятий пришли к мнению, что данный вопрос необходимо решать вместе с другими проблемами рыбопромышленного комплекса. В принятом решении совет директо­ ров записал, в частности, такие пункты: — предоставление налоговых и других льгот для судовладельцев, поставляющих рыбу на вну­ тренний рынок, в резервный продовольствен­ ный фонд; — обратиться в Мурманскую таможню с пред­ ложением о предоставлении ряда льгот для су­ довладельцев; — разрешить таможенное оформление грузов по радиоконосаментам с моря, с последующей корректировкой по факту выгрузки без предъяв­ ления штрафных санкций к судовладельцу; — морские суда, выполнившие ремонт или междурейсовое техническое обслуживание за границей, не должны помещаться под тамо­ женный режим «переработка вне таможенной территории» со всеми вытекающими из этого последствиями; — отменить таможенную пошлину при ввозе запасных частей и оборудования, необходимых для ремонта судов в порту Мурманск; — упростить и сократить процедуру оформле­ ния прихода и отхода судна КПП и таможней; — проработать вопрос создания в рыбном порту единой агентирующей фирмы, выполняю­ щей функции полной обработки судна по заявке судовладельца, с возложением ответственности за качество и своевременность выполненных работ.45 Как видим, флотоводцы в первую очередь были в обиде не на руководителей рыбного пор­ та как такового, а на другие службы и организа­ ции, работающие на его территории. Порт— государственное предприятие, но го­ сударство о нем забыло, оставило без поддерж­ ки. Необходимо было искать собственные рыча­ ги воздействия на грузопоток, в первую очередь экономические, а они в нашем случае отсут­ ствовали напрочь, хотя на областных совеща­ ниях различных уровней постоянно поднимал­ ся вопрос о том, как повернуть рыбные потоки в Мурманск. Усугубил обстановку и финансовый кризис — 17 млн рублей не получили портовики за выполненные работы от дебиторов. Был ли у порта выход из создавшейся сложной ситу­ ации? Судьба предприятия зависела от даль­ нейших экономических шагов нового прави­ тельства страны, от позиции местных властей. На встрече директоров предприятий рыбного Мурмана с депутатами областной Думы В. В. Ку­ сков просил безотлагательно помочь в осущест­ влении ряда мер (освободить от платы за землю, от налога на имущество, таможенной пошлины на ввозимое оборудование и запчасти и т.д.), которые, по его мнению, дали бы возможность стабилизировать обстановку в порту. Более под­ робно Валерий Васильевич изложил свои дово­ ды на страницах «Рыбного Мурмана»: — Вместе с рыбаками мы просили отме­ нить таможенные пошлины на оборудование, комплектующие изделия, запчасти, поставляе­ мые в Мурманск по импорту для ремонта судов и средств малой механизации порта. Админи­ 306

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz