Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть шестая. Борьба за выживание (вторая половина 1990-х годов) военные организации принимают рыболовные суда на свои причалы. Я не знаю, как с ними за такую услугу рассчитываются, но там прокон­ тролировать вообще никого не возможно. Вторая причина — владельцы судов прячутся от морской администрации, опасаясь обнаруже­ ния многочисленных нарушений правил безопас­ ности мореплавания. Давно надо бы объявить войну этому «африканскому беспределу». «При­ влекательность» Киркенеса еще и в том, что там можно договориться с норвежским покупателем о небольшом «гешефте» — с тонны рыбы судов­ ладелец получает несколько долларов, которые нигде по документам не проходят... Сегодня много говорят о банковских креди­ тах, щедрых инвесторах. К сожалению, ни один уважающий себя бизнесмен не сможет назвать инвестиции в инфраструктуру Мурманского рыб­ ного порта «перспективным вложением капи­ тала». Объясню почему. Как я уже говорил, мы можем зарабатывать деньги только на приемке и выгрузке рыбы. Так вот, даже если удастся за­ вернуть все суда в Мурманск, порт будет загру­ жен работой лишь наполовину. Ведь того рыбо­ ловного флота, который существовал в былые годы, уже нет — часть кораблей продана, часть списана. В чем выход? Он один — сокращать произ­ водство и численность персонала. Выжидать конца смутного времени. Именно этим сейчас и занимаемся. Мы были вынуждены сократить 4,5 тысячи человек. Конечно, профсоюзы к это­ му отнеслись без энтузиазма, а что делать? Мера непопулярная, но зато в рыбном порту теперь задержки выплаты зарплаты уменьшились. Пы­ таемся снизить убытки и за счет реорганизации производства. Понемногу начинают приносить свои плоды структурные изменения: на прича­ лах Угольной базы набирает силу акционерное общество «Транстерминал», выделен в самосто­ ятельное подразделение портофлот...38 О том, что в многомиллиардных убытках пор­ та флоту принадлежит большая часть, руководи­ тели говорили давно. Из 54 буксиров к моменту вычленения портофлота в отдельное подразделе­ ние осталось 27, в работе, как правило, находи­ лись 2—3 буксира. Учредителем ОАО «Портофлот» выступили: рыбный порт — 80 процентов устав­ ного капитала в виде плавсредств и причала для отстоя буксиров; некая организация «БМП», внесшая свою долю в 30 миллионов рублей, и водолазная служба, которая передала на ба­ ланс флоту специализированный бот. Работники портофлота собственниками средств производ­ ства так и не стали. Буксирами и причалом они владели по договору аренды с портом. Но гене­ ральный директор нового ОАО Анатолий Чуприна на родное управление был не в обиде. Он считал, что пока рыбный порт не сменит государствен­ ный статус на иной, вопрос о приватизации су­ дов преждевремен и не имеет смысла. Притом, по его словам, отношения с начальством порта сохранены дружеские, арендные платежи пога­ шаются взаимозачетами.39Так что с буксирами, можно считать, портовики разобрались. А вот о том, что профсоюзы к резкому сокращению численности работающих отнеслись без особого энтузиазма, управляющий обмолвился не зря. И не какие-то там привычные, «домашние» профсоюзы, а Российский профсоюз докеров (РПД) — независимая организация, активисты которой самоотверженно боролись за права на­ емных работников. Когда председатель порто­ вого профкома профсоюза работников рыбного хозяйства Людмила Мгеладзе узнала, что доке­ ры свой профсоюз создают, она все начальство на ноги подняла. Еще бы — конкуренция! Летом 1997 года РПД совместно с Арктиче­ ской территориальной организацией федерации профсоюзов работников морского транспорта через голову начальства порта обратились к гу­ бернатору Мурманской области Ю. А. Евдокимо­ ву. Рабочие не были удовлетворены результатами своего труда, задержками выплаты заработной платы, отпускных, детских пособий. Они боялись, что в случае консервации Северного района пе­ регрузочного комплекса рыбного порта десятки людей останутся безработными, что без регио­ нальной и федеральной поддержки шансы вы­ жить у рыбного порта будут равны нулю.40 Обращение это подействовало или что иное, но депутаты областной Думы на одном из сво­ их заседаний обсудили возможности дальней­ шего использования законсервированных-таки 304

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz