Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть шестая. Борьба за выживание (вторая половина 1990-х годов) военные организации принимают рыболовные суда на свои причалы. Я не знаю, как с ними за такую услугу рассчитываются, но там прокон тролировать вообще никого не возможно. Вторая причина — владельцы судов прячутся от морской администрации, опасаясь обнаруже ния многочисленных нарушений правил безопас ности мореплавания. Давно надо бы объявить войну этому «африканскому беспределу». «При влекательность» Киркенеса еще и в том, что там можно договориться с норвежским покупателем о небольшом «гешефте» — с тонны рыбы судов ладелец получает несколько долларов, которые нигде по документам не проходят... Сегодня много говорят о банковских креди тах, щедрых инвесторах. К сожалению, ни один уважающий себя бизнесмен не сможет назвать инвестиции в инфраструктуру Мурманского рыб ного порта «перспективным вложением капи тала». Объясню почему. Как я уже говорил, мы можем зарабатывать деньги только на приемке и выгрузке рыбы. Так вот, даже если удастся за вернуть все суда в Мурманск, порт будет загру жен работой лишь наполовину. Ведь того рыбо ловного флота, который существовал в былые годы, уже нет — часть кораблей продана, часть списана. В чем выход? Он один — сокращать произ водство и численность персонала. Выжидать конца смутного времени. Именно этим сейчас и занимаемся. Мы были вынуждены сократить 4,5 тысячи человек. Конечно, профсоюзы к это му отнеслись без энтузиазма, а что делать? Мера непопулярная, но зато в рыбном порту теперь задержки выплаты зарплаты уменьшились. Пы таемся снизить убытки и за счет реорганизации производства. Понемногу начинают приносить свои плоды структурные изменения: на прича лах Угольной базы набирает силу акционерное общество «Транстерминал», выделен в самосто ятельное подразделение портофлот...38 О том, что в многомиллиардных убытках пор та флоту принадлежит большая часть, руководи тели говорили давно. Из 54 буксиров к моменту вычленения портофлота в отдельное подразделе ние осталось 27, в работе, как правило, находи лись 2—3 буксира. Учредителем ОАО «Портофлот» выступили: рыбный порт — 80 процентов устав ного капитала в виде плавсредств и причала для отстоя буксиров; некая организация «БМП», внесшая свою долю в 30 миллионов рублей, и водолазная служба, которая передала на ба ланс флоту специализированный бот. Работники портофлота собственниками средств производ ства так и не стали. Буксирами и причалом они владели по договору аренды с портом. Но гене ральный директор нового ОАО Анатолий Чуприна на родное управление был не в обиде. Он считал, что пока рыбный порт не сменит государствен ный статус на иной, вопрос о приватизации су дов преждевремен и не имеет смысла. Притом, по его словам, отношения с начальством порта сохранены дружеские, арендные платежи пога шаются взаимозачетами.39Так что с буксирами, можно считать, портовики разобрались. А вот о том, что профсоюзы к резкому сокращению численности работающих отнеслись без особого энтузиазма, управляющий обмолвился не зря. И не какие-то там привычные, «домашние» профсоюзы, а Российский профсоюз докеров (РПД) — независимая организация, активисты которой самоотверженно боролись за права на емных работников. Когда председатель порто вого профкома профсоюза работников рыбного хозяйства Людмила Мгеладзе узнала, что доке ры свой профсоюз создают, она все начальство на ноги подняла. Еще бы — конкуренция! Летом 1997 года РПД совместно с Арктиче ской территориальной организацией федерации профсоюзов работников морского транспорта через голову начальства порта обратились к гу бернатору Мурманской области Ю. А. Евдокимо ву. Рабочие не были удовлетворены результатами своего труда, задержками выплаты заработной платы, отпускных, детских пособий. Они боялись, что в случае консервации Северного района пе регрузочного комплекса рыбного порта десятки людей останутся безработными, что без регио нальной и федеральной поддержки шансы вы жить у рыбного порта будут равны нулю.40 Обращение это подействовало или что иное, но депутаты областной Думы на одном из сво их заседаний обсудили возможности дальней шего использования законсервированных-таки 304
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz