Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Глава 3. Борьба за порт пит перелом к лучшему, что оживут портальные краны, а тишину причалов разбудят судовые гудки — было. Новый председатель Госкомры- боловства А. В. Родин во время своего визита в Мурманск публично заявил о своей готовно­ сти всячески поддержать порт и даже выделить предприятию квоту на добычу трески. Был со­ ставлен бизнес-план на перспективу, ведущие эксперты отдела инвестиционной политики из генерального штаба отрасли при участии об­ ластной администрации подготовили предложе­ ния по стабилизации работы порта, которые рас­ смотрели и одобрили на расширенной коллегии Госкомрыболовства. Управляющий портом Ва­ лерий Кусков вернулся из Москвы окрыленным: «Старейшему транспортному узлу Мурмана фе­ деральный центр дал карт-бланш на рыночные реформы!». Но... Указом Президента Госком- рыболовство упразднили. Оптимизма в речах управленцев заметно поубавилось. Тишина про­ должала нависать над причальными линиями порта. Мало того — вновь заговорили о необхо­ димости строительства порта в Лиинахамари. — Я не политик, а хозяйственный руково­ дитель, поэтому могу оценивать происходящее только с позиции экономической целесообраз­ ности, — говорит В. В. Кусков. — Рыбный порт в лучшие годы перерабатывал 1600 тысяч тонн рыбопродукции в год, сейчас — 300 тысяч тонн. Теперь представьте его потенциальные возмож­ ности и учтите, что техника, которая простаива­ ет без дела, уже морально устарела, а нового оборудования мы не приобретаем — не на что. Сейчас можно с уверенностью утверждать: если ничего не изменится, если в этом году рыбный порт не получит серьезных финансовых влива­ ний, то года через три работать не сможет. Меж­ ду тем строительство Северного порта в Печенг- ской губе неизбежно будет отвлекать деньги из регионального бюджета. Те самые деньги, которые можно было бы направить на обновле­ ние и модернизацию уже существующих портов Мурманской области. Это важно. С другой сто­ роны, пока не существует инженерного реше­ ния, которое позволило бы перепрофилировать существующие порты на северном побережье России под нефтяные терминалы — в Архан­ гельск и Кандалакшу не пойдут танкеры из-за слишком малых глубин, а у нас такой проект реализовать невозможно по соображениям экологического характера. Правильно, стро­ ить новый порт надо. Но оговорюсь: все эти рассуждения имеют цену только в том случае, если в Лиинахамари будет создаваться инфра­ структура именно для приемки и отправки неф­ ти. В противном случае можно с уверенностью говорить о неизбежной гибели обоих портов в Мурманске. Вы поймите правильно, у мур­ манских портов сейчас положение хуже не при­ думаешь: рыбный задействован на 30 процен­ тов, а торговый работает на 40 процентов своей мощности, и мы вынуждены поднимать расцен­ ки на свои услуги для того, чтобы покрыть воз­ никающие издержки. — Именно поэтому рыбаки предпочитают разгружаться в Киркенесе? — Нет, причина совсем в другом. Когда на совещании в областной администрации ру­ ководители флотов заявили, что их нежелание везти рыбу в Мурманск вызвано слишком высо­ кими по сравнению с норвежским Киркенесом тарифами, мы взяли и сравнили их. Оказалось, что разницы, по большому счету, нет. Теперь владельцы судов ссылаются на то, что слишком жестко мы подходим к вопросу контроля за тех­ ническим состоянием кораблей. Ну а как иначе? Посмотрите, сколько уже несчастных случаев произошло из-за того, что суда, принадлежащие коммерческим структурам, уходили в море без проверки пожарной или морской инспекции. На мой взгляд, все это отговорки. Рыбаки минуют наш порт по двум причинам. Главная из них — вылов так называемой «неучтенной» рыбы. Схема ее реализации элементарная: приходит корабль в любую губу на побережье, а там его уже ждет пара небольших суденышек, которыми разгружается рыба на берег. Вы­ везти ее оттуда и продать — дело техники. Вот только что мне позвонили и сообщили, что об­ наружено припрятанных 600 тонн трески. Еди­ ничный случай? Совсем нет, гораздо больше мест незаконной выгрузки остаются неизвест­ ными правоохранительным органам. Да и как уследить? Ведь сейчас дело дошло до того, что 303

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz