Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть шестая. Борьба за выживание (вторая половина 1990-х годов) что «Мурмансельдь» мне нравится больше всех. По душе ее люди, по душе славные традиции. Ведь было время, когда наш флот просто гремел своими победами, он стабильно шел впереди, и моряки шутили, что знамена за победу в соц соревновании в «Мурмансельди» привинчены болтами, поскольку снимать их просто нет надоб ности. Я — воспитанник этого флота и считаю так: всем, чего достиг в жизни, я обязан «Мурман- рыбпрому». И мне очень больно, что флот попал в такой прорыв, людям долго не выплачивают зарплату, а само состояние его не самое лучшее. — Вы надеетесь, что можно что-то сделать? — Если бы не был в этом уверен, я не согла сился бы на эту должность. — Но Вы пришли в очень тяжелое время. — Ну что поделаешь? Кому-то надо. Кому-то все равно надо все это поднимать.22 Признаться, мы в «Рыбном Мурмане» уже не верили подобному оптимизму флотоводцев, фиксировали их слова и речи без редакционных комментариев. Если не считать комментарием анекдот, подверстанный к очередному репорта жу с промыслового совета Северного бассейна. Анекдот такой. Одного руководителя спрашива ют: «Как живешь?». «Да как? — отвечает. — Как желудь на дубе: никогда не знаешь, каким ве тром тебя сдует и какая свинья тебя съест»... Так вот, на том промсовете выступил и Ю. В. Задворный. Речь шла о том, что основ ной прирост вылова по «Мурманрыбпрому» в 1997 году произошел за счет работы судов в африканских зонах промысла. А там снежным комом росли проблемы: вдвое подорожали услу ги авиаперевозчиков, которые доставляли экипа жи в Мавританию или Намибию и обратно; цены на рыбу на африканском рынке постоянно пада ли, поэтому экономика флота просто «не тянула». Та же картина наблюдалась и у берегов Канады. — Если не изменится отношение государства к крупнотоннажному флоту, России придется за быть о добыче рыбы в открытой части океана, забыть, что она была когда-то морской держа вой,— заявил на промысловом совете Задвор ный.— Мы готовы промышлять и в канадской, и в африканской зонах, но давайте соотносить затраты, налоги и прочие расходы с целесоо бразностью промысла. Иначе никакая экономи ка не выдержит...23 Без малого год журналисты «Рыбного Мурма на» не донимали руководителя «Мурманрыбпро- ма» своим общением, дали Юрию Васильевичу поработать, войти в роль генерального директо ра. И вот первое уже деловое интервью. — Вам досталось незавидное наследство - задолженность по зарплате, включая налоги, составляла 44 миллиарда рублей. Сейчас- 33 миллиарда. Откуда такие чудовищные сум мы? — Я не собираюсь винить в этом своих пред шественников. Тем более, что долги по зарплате стали, к сожалению, закономерностью в России. Можно бы допустить, что плох руководитель, на пример, «Мурманрыбпрома», раз у него един ственного в стране долги. Но не могут быть пло хими десятки тысяч руководителей. То есть это не наша вина. Лев Семенович Брейхман в свое время не последовал примеру тралового флота, где передали часть судов в «Атлас» и «Дельфин» и тем самым частично решили проблему выпла ты зарплаты. Брейхман полагал, что правитель ство Гайдара заблуждается, и эта ошибка будет исправлена. Поэтому и стремился сохранить флот как единое целое. К великому сожалению, надежды Брейхмана на победу разума в прави тельстве не оправдались. И мы были вынуждены идти по пути тралфлота. Главная проблема — крупнотоннажный флот. Часть судов находится в совместной эксплуата ции с иностранным партнером в зоне Африки. Подчеркну: право собственности на все суда осталось у «Мурманрыбпрома». Я согласен с обидами моряков, что зарплата оставляет же лать лучшего. Но все ведь зависит от них самих: сколько рыбы выловили, за то и получили. Плохо то, что траулеры, которые работают на добыче трески, с октября по март практически не дают прибыли, и такое — последние годы. Как гово рят моряки, они работают на винт, то есть едва покрываются их эксплуатационные расходы. А больше деньги взять неоткуда. Крупнотоннажные суда-траулеры типа «Иван Бочков» старые. И поддерживать их в приемле мом техническом состоянии очень сложно. Ре 298
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz