Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть четвертая. За что боролись? российско-германского предприятия «Мурман- Ойл». В свое время руководство нефтебазы обращалось в «Севрыбу» с просьбой отделить ее от рыбного порта и включить в состав «Сев- рыбы», чтобы самостоятельно решать вопросы реконструкции и модернизации производства. Но кроме сочувствия конкретной помощи не по­ лучило. И тогда решили создать СП, взяв нефте­ базу в аренду у областного комитета по госиму- ществу. Как раз к этому времени, к середине 1992-го года, сама «Севрыба» трансформирова­ лась в акционерное общество и стала занимать­ ся хозяйственной деятельностью. Управленцы сразу же поняли, что у них из под носа уводят лакомый пирог. И стали бороться за свой кусок этого пирога, то есть за право производить так называемые обменно-закупочные операции, при которых топливо переправлялось за рубеж. «Севрыба» признала договор аренды нефтеба­ зы СП «Мурман-Ойл» неправомочным и проси­ ла комитет госимущества РФ самой взять неф­ тебазу в аренду. Но поезд, как говорится, уже ушел — большой товарный состав с топливом... И в канун нового 1993-го года коллектив третье­ го грузового района рыбного порта отмечал как 20-летие нефтебазы, так и третий месяц работы в структуре совместного предприятия. Бывше­ му начальнику нефтебазы, а ныне президенту «Мурман-Ойла» А. И. Копытову28 далось это не­ просто. — В моей памяти еще свежо то предзаба­ стовочное состояние, когда рабочие с одной стороны требовали улучшения условий труда, увеличения зарплаты и реконструкции предпри­ ятия, а с другой — протестовали против созда­ ния СП. Но одно без другого невозможно, — рас­ сказывал Андрей Иванович корреспонденту «Рыбного Мурмана». — Нефтебазе требуется ко­ ренная модернизация, а для этого нужны струк­ турные изменения. Первый шаг в этом на­ правлении — юридическая самостоятельность, которой мы не имели, являясь производствен­ ным участком рыбного порта. Второй шаг — соз­ дание совместного предприятия для привлече­ ния иностранных инвестиций. На совете директоров «Севрыбы» от нас по­ требовали дополнительных гарантий в том, что не будут ущемлены интересы флотов и региона в целом. Эти гарантии в полной мере даны как в договоре на аренду с комитетом по госимуще- ству, так и тем фактом, что в число акционеров «Мурман-Ойла» вошли рыбодобывающие фло­ ты — траловый и «Мурманрыбпром». Как извест­ но, на сегодняшний день существует такая си­ стема взаиморасчетов, как предоплата. Ни один завод бесплатно топливо не отгрузит. И тем не менее мы пошли навстречу флотам и выда­ ли им взаймы более чем на миллиард рублей топлива. Если конкретно, то на середину дека­ бря 1992 года Мурманскому рыбакколхозсоюзу было выдано в долг 136 тонн, «Севрыбхолод- флоту» — 11272 тонны, тралфлоту — 114, «Мур- манрыбпрому» — 8279, Архангельскому тралф­ лоту — 1349, «Севрыбпромразведке» — 3804, Беломорской базе гослова — 6908 тонн дизто­ плива. Примерно такая же картина и по флот­ скому мазуту. Мы пошли на этот шаг, зная, что нынче флоты неплатежеспособны. Возникает вопрос: что позволило выдать такой кредит? От­ вечу: это топливо тех частных структур, которые имеют деньги и которые сумели сделать предо­ плату...29 Ну а в чем заключался интерес бизнесме­ нов из Германии, решивших не только влезть в неустоявшийся российский рынок, но и в те­ чение первых трех лет никаких дивидендов с нефтебазы не иметь, а всю прибыль, в том числе и валютную, в полном объеме пускать на модернизацию предприятия? Очевидно, здесь была своя межгосударственная стратегия. Заключая с правительством России договоры на экспорт нефтепродуктов, германский пар­ тнер в будущем хотел иметь гарантированный пункт перевалки этих нефтепродуктов. А пока он вкладывал беспроцентные инвестиции в рекон­ струкцию нефтебазы. О том, как планировали реконструировать этот давно устаревший (и фи­ зически, и морально) стратегический объект, чи­ тателям «Рыбного Мурмана» рассказала Ольга Дмитрик. — Когда я ознакомилась с разработками тех­ нико-экономического обоснования, которые со­ творил «Ленгипрорыбхоз», и лишь в общих чер­ тах представила объем грядущих работ, меня 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz