Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть шестая. Борьба за выживание (вторая половина 1990-х годов) ЧЕЛОВЕКА СРУЖЬЕМ "• ГО»ОМО ГАК ШЩ ЭмкИОіМОСІМ O f IOfО. ЧІО д о M in* ПОДОКНО* y m И * * * М О Д » MM #0*0r0 IMKMCfАММАТА. Александр д ь я к о н о в , майор. "НЕ НАДО БОЯТЬСЯ Одна из публикаций Александра Дьяконова фундаментальных идей для редакционных пере­ довиц, незачем стало напоминать людям о вы­ соких помыслах, о смысле жизни? — До какой же степени надо было сузить интересы, запросы, потребности людей, чтобы сообщение мэра города о цене на хлеб подава­ лось газетчиками и воспринималось читателями как суперновость, как откровение, как нечто не­ вероятно, критически важное?! — спрашивал- восклицал майор Дьяконов со страниц «Рыбно­ го Мурмана». — Неужели все мы, утомленные долголетними неурядицами, замороченные псевдорыночным бредом, совсем забыли, что не хлебом единым жив человек?! Что же предлагал майор, о чем душа болела у молодого инакомыслящего человека с офи­ церскими погонами на плечах? Наш внештат­ ный автор был уверен, что обществу для сохра­ нения морального, нравственного здоровья необходим идеал, к которому оно могло бы стремиться. Человек устроен таким образом, что его активность, его воля к действию про­ являются только в стремлении к намеченной цели, в осуществлении желаний, в достижении мечты. Но разве рабочее место, прожиточный минимум или максимум, крыша над головой, развлекательное шоу — это все, в чем нуждает­ ся человек? Да, мы, молодые, не верили Зюга­ нову и не хотели возврата в коммунистическое «хорошо». Не верили мы и Ельцину, считая его авантюристом и, по большому счету, аморф­ ным в политическом отношении человеком. Симпатизировали разве что Гайдарам-Явлин- ским-Федоровым, но ведь и эти продвинутые политики говорили нам с экранов телевизоров об автомобиле для каждой семьи, о потреби­ тельской корзине, о квадратных метрах жилой площади. — Мне, например, это кажется убожеством духа, — пишет Александр Дьяконов. — Поневоле можно позавидовать какому-нибудь бультерье­ ру, живущему с «новым русским». Он имеет все, о чем мечтают многие: живет в уютной и про­ сторной квартире, спит на ворсистом ковре, ест отборный заграничный корм из красочных упаковок и ездит на заднем сиденье «Гранд Чирокки». Но неужели только это предлагают нам в качестве мечты, идеала современные демократические политики и мыслители? Тако­ ва рыночная идеология для новой России тре­ тьего тысячелетия? Природа не терпит пустоты. И мы видим, как активно заполняют пустующее идейное пространство пришлые миссионеры, доморощенные предсказатели, экстрасенсы и прочие уфологи. В этой тревожной неопре­ деленности вместо ясной, объединяющей на­ циональной идеи нам твердят о созидательном значении идеологического плюрализма. Кто ж поверит в него? Поистине, мы напоминаем се­ годня не великий народ великой страны, а груп­ пу слепцов со знаменитой картины Питера Брейгеля. Идем вперед без цели, направления и ориентиров, мимо храма по завалам, болотам и скользким топлякам. Дойдем ли? — Необходимость общенациональной иде­ ологии теперь уже осознана многими, - про­ должает свои рассуждения автор. — Выдвига­ 294

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz