Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Глава 1. Что происходит затрат составляют электроэнергия, топливо, на­ логи. Расходы на заход судна в порт Мурманск превышают им подобные при посещении евро­ пейских портов в три раза. К примеру, затраты СРТМ-к за трое суток стоянки в порту Мурманск составляют 36 млн рублей (это более 6 тысяч долларов), в то же время в норвежских портах такой заход обходится в 2 тысячи долларов США. Администрация области решает вопрос по ос­ вобождению рыбного порта и Мурманской су­ доверфи от имущественного налога и налога на землю. Таким образом мы хотим поддержать старейшие предприятия города...12 Начало 1997 года было крайне неблагопри­ ятно для промысловиков. По мнению ученых ПИНРО, это беспрецедентный случай, когда штормы шли по сути без перерыва. В результате за январь-февраль практически у всех добыва­ ющих предприятий намеченные планы были со­ рваны. На промысловом совете в АО «Севрыба» флотоводцы говорили в первую очередь о выбо­ ре квот на сельдь. С одной стороны, не освоив выделенные объемы, был риск получить урезан­ ную квоту на будущий год, а с другой стороны, цены на сельдь делали промысел этой рыбы не­ выгодным. — Нельзя рассматривать проблему добычи пелагических рьіб, не увязывая этот процесс с экономикой, — выступал генеральный ди­ ректор АО «Мурманский траловый флот» Юрий Прутков. — Если мы и выберем квоту на сельдь, то при нынешней ситуации это будет в послед­ ний раз, потому что отсутствует заинтересован­ ность со стороны государства и местной власти. Сейчас цены на сельдь такие, что дальше некуда. Никакая экономика этого не выдержит. На совете наши «генералы от рыбы» были поставлены в известность об ужесточении тре­ бований норвежских властей к качеству про­ дукции на российских судах. Эти требования предъявлялись только к судам-морозильщикам, то есть к тем, кто привозит готовую продукцию, а что касается поставщиков сырья — нет вопро­ сов! Иными словами, Норвегия стремилась вы­ нудить россиян по-прежнему снабжать ее деше­ вым сырьем и «не путаться под ногами» с более дорогой продукцией...13 1997 год стал первым в «производственной карьере» нового судна Мурманского тралфло­ т а — траулера «Иван Шаньков». Построить такое судно, начинить его суперсовременной техни­ кой по тем временам было нелегко. Вернее, найти деньги для подобного приобретения. Ру­ ководители флота, устроив на зарубежных при­ чалах пышные торжества по случаю поднятия государственного флага на корабле, названном именем бывшего тралфлотовца Ивана Тимо­ феевича Шанькова14, говорили о претворении в жизнь долгосрочной программы обновления флота. ...в наших душах В середине девяностых годов среди внеш­ татных авторов «Рыбного Мурмана» выделялся Александр Дьяконов — молодой человек в воен­ ной форме с офицерскими погонами на плечах. Выделялся не только своей редкой для постоян­ ных авторов-читателей рыбацкой газеты фор­ мой, но и весьма неуступчивым нравом, рев­ ностно отстаивая каждую строчку принесенных в редакцию материалов. Первый раз, насколько я помню, майор Дьяконов пришел к нам ругать­ ся, прочитав репортажи из Чечни Ленникова и Пронина. Он отстаивал честь и достоинство российских военных, ратовал за крепкую и бо­ гатую славными традициями отечественную армию. Против этого и мы, журналисты, ничего не имели. Кстати, Дьяконов тоже был професси­ ональным журналистом, работая-служа в одной из гарнизонных многотиражек, где командова­ ние-начальство называло молодого майора «инакомыслящим». Признаться, мне нравилось, как и что писал этот человек. Мне импонирова­ ли его задиристость и неуступчивость, беском­ промиссность. Он действительно был в те годы для многих инакомыслящим, потому что на пер­ вое место ставил не заботу о хлебе насущном, а нечто иное, о чем в то бурное время дележа- грабежа народной собственности в масштабах страны мало кто задумывался. Дьяконов думал о национальной идее. О том, почему на пер­ вых страницах наших газет мы видим сегод­ ня информацию о курсе валют — что, не стало 293

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz