Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Глава 3. Порт ка в этом вопросе. К традиционным хищениям и пьянкам в коллективе добавилось новшество — вымогательство. Будучи в 1993 году коммерче ским директором еженедельника «Рыбный Мур- ман», автор этих строк по долгу службы как-то раз должен был загрузить рыбой авторефрижератор. И вот к девяти часам утра я подогнал 22-х тон ный фургон под загрузку мороженой рыбой к стоящему у причала траулеру фирмы «Мелаб». Однако помощник бригадира докеров Алексей Пахунов, который руководил разгрузкой судна, откровенно намекнул и мне, и представителю «Мелаба» на отсутствие личной заинтересован ности в этом малоинтересном для докеров за нятии. Поначалу обсудили вариант выписки «ли повых» нарядов на несуществующие операции, потом в качестве вознаграждения за загрузку авторефрижератора Пахуновубыли предложены 4 бутылки водки. Но этого оказалось мало, и по мощник бригадира, не осквернив своих карма нов подобной взяткой, покинул борт судна. А мы с представителем фирмы-судовладельца пошли в управление второго грузового района порта. Там на первом этаже сидели-дремали очень сум рачные и неразговорчивые стивидоры и диспет черы, то есть те специалисты, кто и обязан ор ганизовать эффективную работу докеров. «Бум загружать машину после обеда», — это был един ственный ответ, который нам удалось услышать из их уст. Вернувшись на траулер, мы передали эти слова докерам, которые отнеслись к ним очень скептически, вновь сославшись на отсут ствие материальной заинтересованности... Ко роче говоря, мне пришлось еще трижды ходить в управление грузового района порта. И во вре мя одной из таких ходок я задал прямой вопрос заместителю начальника района В. П. Силенко- ву: «А с вами, Виктор Петрович, докеры делятся получаемой мздою?». После этого вопроса к 16-ти часам под личным контролем Силенкова рыбо продукция была загружена в автофургон. Всех делов-то на полчаса работы. Сколько же просили грузчики за эту «услу гу»? В нашем случае вымогатели требовали по минимуму: одна тысяча рублей с каждой перегруженной тонны. При работе на складе берут уже по три тысячи за тонну. А в первом грузовом районе, как сказали сами докеры, такса значительно выше. Если же надо загру зить машину «зарубежную», с немурманскими номерами,— здесь, не стесняясь, заламывает ся тройной тариф. Конечно, все вышестоящие над грузчиками начальники знали об этой «кор мушке». Время от времени вместе с милицией проводили рейды, хватали за руку вымогателей. И что же? А ничего. Бессильны начальники. Пе редадут дело в суд, а оттуда ответ с приветом, то бишь с рекомендацией: обсудить вымогателя на товарищеском суде. Вроде не знают, что нет уже ни товарищеских судов, ни почетных гра мот. Лишат премии «провинившегося» рабочего, так он на очередной взятке хапнет куда больше любой портовской премии. А если уж совсем зажимать станут — уйдет мздоимец на другую работу. Все спокойненько и по закону. Вот так решили для себя вопрос с повышением окладов сами докеры. И начальство тревожить своими требованиями не надо, и забастовки ни к чему. Каждый сам по себе. И для себя. И не в деньгах счастье, если их много. Или я что-то путаю? Как бы там ни было, но начальник рыбного порта В. В. Кусков смотрел в будущее с большой долей оптимизма. Мурманский порт на берегу незамерзающего Кольского залива был и дол жен был остаться стратегически важным для страны предприятием. Так что сегодняшние трудности временны, а значит не за горами другая, более лучшая жизнь, и к ней надо быть готовым. Потому-то продолжалось строительство новых мощностей на Угольной базе, во вто ром грузовом районе возводилась котельная, которая могла отапливать не только причалы, но и городской микрорайон. И был еще один, стратегический объект на территории порта, так называемый третий грузовой район — нефтеба за. О ней разговор особый. Нефтебаза а) реконструкция Самые противоречивые мнения и оцен ки вызвало на Северном бассейне создание на базе третьего грузового района Мурман ского морского рыбного порта совместного 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz