Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Глава 3. Порт ка в этом вопросе. К традиционным хищениям и пьянкам в коллективе добавилось новшество — вымогательство. Будучи в 1993 году коммерче­ ским директором еженедельника «Рыбный Мур- ман», автор этих строк по долгу службы как-то раз должен был загрузить рыбой авторефрижератор. И вот к девяти часам утра я подогнал 22-х тон­ ный фургон под загрузку мороженой рыбой к стоящему у причала траулеру фирмы «Мелаб». Однако помощник бригадира докеров Алексей Пахунов, который руководил разгрузкой судна, откровенно намекнул и мне, и представителю «Мелаба» на отсутствие личной заинтересован­ ности в этом малоинтересном для докеров за­ нятии. Поначалу обсудили вариант выписки «ли­ повых» нарядов на несуществующие операции, потом в качестве вознаграждения за загрузку авторефрижератора Пахуновубыли предложены 4 бутылки водки. Но этого оказалось мало, и по­ мощник бригадира, не осквернив своих карма­ нов подобной взяткой, покинул борт судна. А мы с представителем фирмы-судовладельца пошли в управление второго грузового района порта. Там на первом этаже сидели-дремали очень сум­ рачные и неразговорчивые стивидоры и диспет­ черы, то есть те специалисты, кто и обязан ор­ ганизовать эффективную работу докеров. «Бум загружать машину после обеда», — это был един­ ственный ответ, который нам удалось услышать из их уст. Вернувшись на траулер, мы передали эти слова докерам, которые отнеслись к ним очень скептически, вновь сославшись на отсут­ ствие материальной заинтересованности... Ко­ роче говоря, мне пришлось еще трижды ходить в управление грузового района порта. И во вре­ мя одной из таких ходок я задал прямой вопрос заместителю начальника района В. П. Силенко- ву: «А с вами, Виктор Петрович, докеры делятся получаемой мздою?». После этого вопроса к 16-ти часам под личным контролем Силенкова рыбо­ продукция была загружена в автофургон. Всех делов-то на полчаса работы. Сколько же просили грузчики за эту «услу­ гу»? В нашем случае вымогатели требовали по минимуму: одна тысяча рублей с каждой перегруженной тонны. При работе на складе берут уже по три тысячи за тонну. А в первом грузовом районе, как сказали сами докеры, такса значительно выше. Если же надо загру­ зить машину «зарубежную», с немурманскими номерами,— здесь, не стесняясь, заламывает­ ся тройной тариф. Конечно, все вышестоящие над грузчиками начальники знали об этой «кор­ мушке». Время от времени вместе с милицией проводили рейды, хватали за руку вымогателей. И что же? А ничего. Бессильны начальники. Пе­ редадут дело в суд, а оттуда ответ с приветом, то бишь с рекомендацией: обсудить вымогателя на товарищеском суде. Вроде не знают, что нет уже ни товарищеских судов, ни почетных гра­ мот. Лишат премии «провинившегося» рабочего, так он на очередной взятке хапнет куда больше любой портовской премии. А если уж совсем зажимать станут — уйдет мздоимец на другую работу. Все спокойненько и по закону. Вот так решили для себя вопрос с повышением окладов сами докеры. И начальство тревожить своими требованиями не надо, и забастовки ни к чему. Каждый сам по себе. И для себя. И не в деньгах счастье, если их много. Или я что-то путаю? Как бы там ни было, но начальник рыбного порта В. В. Кусков смотрел в будущее с большой долей оптимизма. Мурманский порт на берегу незамерзающего Кольского залива был и дол­ жен был остаться стратегически важным для страны предприятием. Так что сегодняшние трудности временны, а значит не за горами другая, более лучшая жизнь, и к ней надо быть готовым. Потому-то продолжалось строительство новых мощностей на Угольной базе, во вто­ ром грузовом районе возводилась котельная, которая могла отапливать не только причалы, но и городской микрорайон. И был еще один, стратегический объект на территории порта, так называемый третий грузовой район — нефтеба­ за. О ней разговор особый. Нефтебаза а) реконструкция Самые противоречивые мнения и оцен­ ки вызвало на Северном бассейне создание на базе третьего грузового района Мурман­ ского морского рыбного порта совместного 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz