Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть четвертая. За что боролись? Итак, забастовка докеров была признана незаконной. Неискушенные в юриспруденции портовики потерпели поражение. И на следую­ щий после суда день приступили к работе. Убыт­ ки по предприятию составили, по подсчетам планово-экономического отдела, более восьми миллионов рублей. Конечно же, этим конфликт не был исчерпан. Просто пламя удалось сбить, а угли продолжали тлеть, так как проблемы опла­ ты труда, организации и оснащенности рабочего процесса не были решены. Из неудавшейся за­ бастовки ее участники вынесли серьезные уро­ ки. Во-первых, «никто не даст нам избавленья...». А посему надо самим изучать и чтить букву Зако­ на. Во-вторых, была окончательно утрачена вера в родной отраслевой профсоюз, как защитника интересов рабочих. Кстати, из решения област­ ного суда вытекало, что каждый бастовавший докер теперь прогульщик, а значит, его можно без труда уволить. Принимать соответствующие решения В. В. Кусков предоставил своим за­ мам, а сам, удовлетворенный положением дел, благополучно отбыл в отпуск. Не в деньгах счастье? Так стоило ли горевать руководителям круп­ ных государственных производств по поводу того, что они остались в былом качестве, не став акционерами родного предприятия? Судя по Ва­ лерию Васильевичу Кускову, который вот уже десять лет руководил рыбным портом, не стои­ ло. Поскольку он прекрасно видел, что тем же флотам от акционирования ни тепло, ни холодно. Во всяком случае, пока. Каждое утро на стол начальника порта ложились бумаги со списком рыбаков-должников. Списки эти были длинные- предлинные, да и суммы в них многомиллион­ ные. В общей сложности к весне 1993 года порту были должны около миллиарда рублей. Впрочем, и за самими портовиками висел долг в 300 миллионов. Взаимные неплатежи стали характерной приметой времени. Как повсемест­ ное снижение производства. В первом квартале в порт было доставлено рыбопродукции на треть меньше, чем в январе-марте 1992 года. И это в разгар мойвенной путины! А что будет летом? Вопросом вопросов было жилье. Не новое, а старое, ветхое, числящееся на балансе порта. На содержание его хотя бы в относительном по­ рядке требовалось 200 миллионов рублей (в це­ нах 1992 года). Город на свой баланс это жилье не брал и ничем не помогал. Выбив из долж­ ников часть долга, начальнику порта приходи­ лось долго и мучительно раздумывать, куда эти миллиончик-другой направить: жилье? зарпла­ та? строительство котельной? А тут новая беда: «Водоканал» повышает тарифы в 2,8 раза, «Кол- энерго» — в 3,8 раза. Краны без электричества не оставишь, платить надо. Естественно, и порт повысил свои тарифы, но лишь на 40 процентов, по-божески. А флоты и платить, и возвращать долги не хотят. Приостановил как-то Кусов вы­ грузку с судов «Севрыбхолодфлота», который за­ должал 200 миллионов рублей. Не вдруг, а после долгих уговоров, но приостановил. И сразу у мо­ ряков нашлись деньги, подписали и соглашение по новым тарифам — без проблем. Значит, надо быть строже, безжалостней? Валерий Васильевич не был сторонником жестких мер. И в кадровой политике стремил­ ся удержать на производстве опытных специ­ алистов. Он понимал, что сегодня портовый рабочий — не грузчик с мешком за спиной. Это квалифицированный работник с удостоверения­ ми крановщика, водителя авто-и электропогруз­ чика. Для подготовки такого специалиста и года маловато. Так что сокращение штатов может в дальнейшем обернуться новыми проблемами. Поэтому чтобы выжить, в рыбном порту искали другие пути. Один из них — переработка допол­ нительных грузов. И когда к причалам постави­ ли транспорт с сахаром, то докеры справились с выгрузкой не хуже своих коллег из торгового порта. Инна Петровна Березюк в одной из своих публикаций писала: — Когда я спросила В. В. Кускова, чего не хватает ему «для полного счастья», предпола­ гала, что он скажет: «Денег». А начальник порта ответил так: «Взаимопонимания с руководителя­ ми Северного бассейна. Будет оно — будет хоро­ шая работа. А значит, будут и деньги».27 Однако, далеко не все в Мурманском мор­ ском рыбном порту разделяли мнение начальни­ 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz