Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть четвертая. За что боролись? Итак, забастовка докеров была признана незаконной. Неискушенные в юриспруденции портовики потерпели поражение. И на следую щий после суда день приступили к работе. Убыт ки по предприятию составили, по подсчетам планово-экономического отдела, более восьми миллионов рублей. Конечно же, этим конфликт не был исчерпан. Просто пламя удалось сбить, а угли продолжали тлеть, так как проблемы опла ты труда, организации и оснащенности рабочего процесса не были решены. Из неудавшейся за бастовки ее участники вынесли серьезные уро ки. Во-первых, «никто не даст нам избавленья...». А посему надо самим изучать и чтить букву Зако на. Во-вторых, была окончательно утрачена вера в родной отраслевой профсоюз, как защитника интересов рабочих. Кстати, из решения област ного суда вытекало, что каждый бастовавший докер теперь прогульщик, а значит, его можно без труда уволить. Принимать соответствующие решения В. В. Кусков предоставил своим за мам, а сам, удовлетворенный положением дел, благополучно отбыл в отпуск. Не в деньгах счастье? Так стоило ли горевать руководителям круп ных государственных производств по поводу того, что они остались в былом качестве, не став акционерами родного предприятия? Судя по Ва лерию Васильевичу Кускову, который вот уже десять лет руководил рыбным портом, не стои ло. Поскольку он прекрасно видел, что тем же флотам от акционирования ни тепло, ни холодно. Во всяком случае, пока. Каждое утро на стол начальника порта ложились бумаги со списком рыбаков-должников. Списки эти были длинные- предлинные, да и суммы в них многомиллион ные. В общей сложности к весне 1993 года порту были должны около миллиарда рублей. Впрочем, и за самими портовиками висел долг в 300 миллионов. Взаимные неплатежи стали характерной приметой времени. Как повсемест ное снижение производства. В первом квартале в порт было доставлено рыбопродукции на треть меньше, чем в январе-марте 1992 года. И это в разгар мойвенной путины! А что будет летом? Вопросом вопросов было жилье. Не новое, а старое, ветхое, числящееся на балансе порта. На содержание его хотя бы в относительном по рядке требовалось 200 миллионов рублей (в це нах 1992 года). Город на свой баланс это жилье не брал и ничем не помогал. Выбив из долж ников часть долга, начальнику порта приходи лось долго и мучительно раздумывать, куда эти миллиончик-другой направить: жилье? зарпла та? строительство котельной? А тут новая беда: «Водоканал» повышает тарифы в 2,8 раза, «Кол- энерго» — в 3,8 раза. Краны без электричества не оставишь, платить надо. Естественно, и порт повысил свои тарифы, но лишь на 40 процентов, по-божески. А флоты и платить, и возвращать долги не хотят. Приостановил как-то Кусов вы грузку с судов «Севрыбхолодфлота», который за должал 200 миллионов рублей. Не вдруг, а после долгих уговоров, но приостановил. И сразу у мо ряков нашлись деньги, подписали и соглашение по новым тарифам — без проблем. Значит, надо быть строже, безжалостней? Валерий Васильевич не был сторонником жестких мер. И в кадровой политике стремил ся удержать на производстве опытных специ алистов. Он понимал, что сегодня портовый рабочий — не грузчик с мешком за спиной. Это квалифицированный работник с удостоверения ми крановщика, водителя авто-и электропогруз чика. Для подготовки такого специалиста и года маловато. Так что сокращение штатов может в дальнейшем обернуться новыми проблемами. Поэтому чтобы выжить, в рыбном порту искали другие пути. Один из них — переработка допол нительных грузов. И когда к причалам постави ли транспорт с сахаром, то докеры справились с выгрузкой не хуже своих коллег из торгового порта. Инна Петровна Березюк в одной из своих публикаций писала: — Когда я спросила В. В. Кускова, чего не хватает ему «для полного счастья», предпола гала, что он скажет: «Денег». А начальник порта ответил так: «Взаимопонимания с руководителя ми Северного бассейна. Будет оно — будет хоро шая работа. А значит, будут и деньги».27 Однако, далеко не все в Мурманском мор ском рыбном порту разделяли мнение начальни 26
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz