Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Глава 14. Газета в 1995-1996 годы ность была спасительным елеем для издерганно­ го и замотанного бесконечными проблемами начальства, то бишь автора этих строк. Стоило мне второпях начиркать на обрывке бумаги проект письма или пересказать Ирине смысл нового приказа по редакции, как она уже несла на подпись отпечатанные на фирменных блан­ ках письма в нужном количестве и нужным адре­ сатам, оформляла проект будущего приказа. Она насколько могла «оберегала» редакторский ка­ бинет от слишком эмоциональных посетителей, а в случае аврала, когда не хватало времени для набора всех идущих в номер материалов, по соб­ ственной инициативе садилась за компьютер и работала наравне со штатными операторами. Это ли не творческий подход к делу? Или возьмем «производственный участок» редакции в составе Евгения Крючкова, Володи Мартыненко и Михаила Жернильского. Именно благодаря мастерству и образному мышлению наших «производственников» менялся облик га­ зеты. И менялся в лучшую сторону. Совершен­ ствование формы, шлифовка «внешнего вида» издания требовали новых подходов к осмысле­ нию самих материалов, которые готовили пишу­ щие журналисты. Симбиоз формы и содержа­ ния — вот на чем держится современная газета, во всяком случае, держался такой еженедель­ ник, как «Рыбный Мурман». Мы «довели до ума» лицо газеты — первую полосу. Как правило, на ней анонсировался основной материал номера. Но анонсировал­ ся образно, выпукло, с использованием всех технических возможностей и изобразительных средств. Мне достаточно было рассказать Во­ лоде Мартыненко об основной идее публикации (которая могла быть еще не написана!), дать ее заголовок. И наш художник-дизайнер выдавал «на гора» подчас столь неожиданные эскизы первой полосы еженедельника, что поначалу рука хватала красный фломастер, чтобы все перечеркнуть, но, поразмыслив, я откладывал фломастер в сторону. Идея материала ясна? Да. Доходчиво? Даже слишком. Так может, лучше сам печатный материал подработать, чтобы он «дотягивал» до изображенного на обложке газе­ ты анонса? Подобные мысли посещали меня не раз, и я был только рад тому, что пределов для совершенствования у нас в газете не было. Со временем «устаканился» новостийный разворот второй и третьей полос. С графической версткой, он вбирал в себя четко выстроенные информационные материалы о самых главных событиях за неделю как в Мурманской области, так и в Архангельске, Санкт-Петербурге, Каре­ лии — в этих регионах работали наши собствен­ ные корреспонденты. Обрамляли-граничили разворот традиционные колонки «от пятницы до пятницы», где одной строкой сообщалось о том, что было и что будет, давалась криминаль­ ная хроника за неделю. Сам разворот мы назва­ ли «Северо-запад: люди, факты, комментарии». Столь же жесткие формы принял послед­ ний газетный разворот, который размещался на страницах 22—23. Это был «Календарь: пра­ вославный, исторический, астрологический, на­ родный». Для середины и второй половины де­ вяностых годов составить и проиллюстрировать подобный календарь составляло немало трудов. Но за подобную работу взялись и все эти годы добросовестно ее выполняли Станислав Наумо­ вич Дащинский (историческая часть) и ваш по­ корный слуга (я посчитал, что после совершен­ ного паломничества на Святую землю имею полное право пропагандировать православие на газетных страницах). Довольно-таки неожиданный подзаголовок получила заключительная полоса-обложка еже­ недельника — «Для тех, кто читает газету с по­ следней страницы». На этой последней страни­ це вниманию читателя предлагались кроссворд и подборка анекдотов, различные тесты и мини­ интервью, конкурсы карикатур и юмористиче­ ских зарисовок, светская хроника «Бомонд»... Итожа все вышесказанное, давайте предста­ вим себе обычный 24-х полосный выпуск «Рыб­ ного Мурмана» второй половины девяностых: 1-я страница — выделенная синей краской шапка-название газеты с расположенными над ней двумя-тремя рекламными сегментами (са­ мое дорогостоящее место), а под названием — фотоколлаж-анонс основного материала номера. 2—3 страницы — разворот «Северо-запад: люди, факты, комментарии». 271

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz