Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть пятая. Морские мили за кормой... (середина 1990-х—1996 год) предприятий держат у нас валютные счета. «Ко­ рысть» моя и сотрудников в одном: чтобы клиент банка имел стабильное экономическое положе­ ние, выпускал конкурентоспособную продукцию. Ведь чем богаче клиент, тем мощнее банк... Я честно зарабатываю деньги. Резко отшиваю разных «просителей» с конвертами в руках: «Возьми, никто знать не будет, а мне кредит дай!». Не хочу быть продажным! И сотрудникам кате­ горически запрещаю это. Если узнаю, что кто-то путает собственный карман с банковским, вы­ гоняю безжалостно... Сейчас у нас уставной ка­ питал 15 миллиардов рублей.193 И для нашего АО открытого типа есть опасность, что кто-то мо­ жет скупить большое количество акций. Пытаем­ ся контролировать этот процесс...194 Не трудно высокому, красивому и богатому банкиру, с кавказской щедростью распахивая двери своего дворца, произвести впечатление на издерганную житейскими проблемами жур­ налистку. Толя Вилов в таких случаях предостере­ гал: «Чтобы не разочаровываться, надо... не оча­ ровываться». Но как не восхищаться человеком, который, начиная с нуля, со стола-стула-телефо- на, смог создать мощный банк с филиалами в Ар­ хангельске, Кандалакше, Оленегорске... Банк, в котором аккумулированы свыше 115 милли­ ардов рублей только частных вкладчиков, то есть каждый пятый мурманчанин — его клиент. И все это — в нашей раздраенной экономике, в хаосе законов и запретов. — Это ж какую голову надо иметь! И сла­ ва Богу, что есть у нас такие славные умы, ко­ торые работают не на собственный карман, а на благо и процветание России. Процвета­ ние — на века, — с пафосом восклицает Бере­ зюк, заканчивая свой первый рассказ о Сев- запкомбанке и его управляющем.195 Вскоре на газетных страницах появилась новая публи­ кация «очарованной» журналистки. Инна Пе­ тровна не скрывает своих чувств: — В прошлом году я с восхищением расска­ зывала о Севзьпкомбанке, его управляющем В. М. Кириченко и о том офисе-дворце, что воз­ водится на улице Папанина. Сегодня, в самом начале 1995 года, хочу вновь вернуться к теме крупнейшего банка, ибо почти за полгода здесь столько натворили нового, хорошего, что мол­ чать об этом невозможно. Тем более что все кру­ гом в тяжелейшем, а то и просто безысходном положении и в будущее страшатся заглянуть. Иное дело — Севзапкомбанк...196 На этот раз банкир рассказал, что им полу­ чена генеральная лицензия на работу с любым банком любого государства и с любой валютой. Похвастался пластиковой карточкой Севзапком- банка для безналичных расчетов физических лиц (в те времена такие карточки были в новинку). Поведал о приобретенном НЗ — 250-ти килограм­ мах золота, которые находятся во Внешторгбан­ ке России. И что этот золотой неприкосновенный запас в любой день можно будет забрать, и что он лучшее подтверждение платежеспособности банка. Впрочем, раз речь зашла о платежеспо­ собности, не лишним будет процитировать само­ го Кириченко: — Если настанут тяжелые времена, то мы воспользуемся нашим золотым запасом. Вто­ рой источник надежности банка — фонд регули­ рования в Центробанке, куда мы перечисляем 20 процентов всех сумм вкладов. Это означа­ ет, что в самый трудный час вкладчики вернут хотя бы часть своих денег... Кроме того, у нас есть собственный резервный фонд. А еще не надо забывать, что мы имеем недвижимость: офис на проспекте Кольском и новое здание, стоимость которого, по оценкам экспертов, пе­ ревалила за 10 миллиардов рублей. Скоро от­ празднуем там новоселье...197 И вот, наконец, долгожданное новоселье. — Скрипка с виолончелью пели мелодии Чайковского и Грига, фортепьяно мягко допол­ няло дуэт. Столы манили золотым шампанским, шоколадом, виноградом и бутербродами. Гости степенно беседовали, ожидая начало собы­ тия, — пишет Инна Березюк. И она, и все мы уже чувствовали, что в сердцах вкладчиков зреет па­ ника. В отделениях Севзапкомбанка люди часа­ ми томились в очередях, тратили невероятное количество времени, сил, нервов, чтобы снять со счетов свои деньги. А здесь... — На первый этаж все подходили и подходи­ ли те, кого позвали посмотреть на фешенебель­ ный офис, но у них не было пригласительных 232

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz