Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть пятая. Морские мили за кормой... (середина 1990-Х-1996 год) Докладчик обратил внимание делегатов кон­ ференции на то, что контрактная система найма «рабсилы» без согласования с профсоюзом пре­ вращает моряков в бесправных исполнителей. В контрактах из 15 пунктов 13 определяют одни лишь обязанности наемного работника. О пра­ вах — ни слова. И по таким контрактам работают свыше трех тысяч моряков-северян.184 О многом говорилось на той конференции: и о развале экономики, и о безработице, и о ни­ щете, и о незащищенности человека от любого произвола. Кстати, был избран и новый пред­ седатель обкома профсоюза, которым стал А. Л. Первухин. Но для нас в данном случае важ­ ны слова о незащищенности наемных работни­ ков. Как, впрочем, и работодателей. К тому времени в заполярной прессе все чаще стали появляться сообщения о бунтах-за- бастовках на промысловых судах. Завершив рейс, экипажи не хотели покидать свои трау­ леры, резонно полагая, что, вступив на берег, каждому моряку придется в одиночку «выби­ вать» свои заработанные деньги у судовладель­ ца, который вполне может недоплатить. А пока моряки вместе, пока они на борту корабля — их требования прозвучат громче и к ним быстрее прислушаются. Как правило, моряки в первую очередь искали возможность рассказать о сво­ их проблемах журналистам. Так, например, весной 1996 года экипаж стоящего на рейде в Кольском заливе траулера «Мыс Фрунзе», вос­ пользовавшись радиосвязью торгового порта, связался с нашей редакцией. По словам рыба­ ков, фирма-судовладелец «Надин» собирается перегрузить улов на другое судно и посадить на траулер новую команду. Но они, рыбаки, не допустят перегрузки и на берег не сойдут, пока не получат свои кровные. Тогда им объ­ явили, что их высадят с судна силой... В-общем получалось, что у нас в заливе на виду у всего Мурманска стоит не траулер, не обычный БМРТ, а броненосец «Потемкин» какой-то. Позвонили генеральному директору ТОО «Надин» А. А. Хар­ лану. Анатолий Адамович подтвердил слова мо­ ряков: да, так оно и есть. Но требовать зарплату сейчас экипаж не имеет право. Судно у фирмы одно, и деньги можно получить лишь продав пойманную и доставленную в порт рыбу. Отказ производить грузовые операции — это наруше­ ние контракта. Действия команды гендиректор расценил как терроризм.185 Кто прав, кто виноват в случившемся? Одни скажут, что дыма без огня не бывает, другие по­ советуют не брать судовладельца на испуг и об­ ратиться в суд. Кто в данной ситуации более бес­ правен — работник или работодатель? Вопрос сложный, и ответ на него так просто не дашь. По­ этому давайте попробуем не спеша разобраться в одном из самых громких подобных конфлик­ тов между экипажем БМРТ «30-летие Победы» и руководством фирмы «Виктори». «Акция протеста» 30 июля 1996 года траулер «30-летие Победы» ошвартовался у причала норвежского Киркенеса. После полугодового рейса нервы моряков были на пределе. Дом рядом, в нескольких часах езды. Но экипаж решил не покидать борта судна, пока не получит все заработанные деньги. Приехав­ шая ему на смену команда вынуждена томиться бездельем в ожидании развязки ситуации. Ни по­ есть толком, ни поспать. И все это — в иностран­ ном порту, на глазах у местных жителей. В чем причины забастовки? Суть конфликта такова: общество «Виктори», согласно догово­ ру менеджмента между «Мурманрыбпромом» и иностранной компанией, являлось агентиру- ющей фирмой для двух судов этого флота. Тра­ улеры были переоборудованы под выпуск филе. Вложив деньги в эту реконструкцию, зарубежная компания, естественно, хотела получить только высококачественную продукцию. И оплачивала ее по хорошим ценам. И все шло прекрасно до того дня, когда выяснилось, что на одном из судов — БМРТ «30-летие Победы»— до­ ставлено в Шотландию филе весьма низкого качества. Понятно, что зарубежная компа­ ния, «заполучив» проблемы с реализацией та­ кой продукции, не стала платить-перечислять за товар ожидаемую и фирмой, и экипажем сумму. Моряки объявили забастовку, требуя оплату в полном объеме. Было это в порту захо­ да Киркенес. Почти два месяца моряки держали 226

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz