Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть пятая. Морские мили за кормой... (середина 1990-х—1996 год) «Карелрыбфлот» а) противостояние Наиболее яркой фигурой в Беломорской базе государственного лова, переименован­ ной в 1993 году после акционирования в АО «Карелрыбфлот», был капитан Марк Исаакович Аюбовский. В 1994-м он, возглавляя службу эксплуатации, осмелился высказать в «Рыбном Мурмане»173 свою точку зрения о дальнейшем развитии флота. Спокойно и без мешающих делу обид капитан рассказал нашему корреспонден­ ту о том, что после смены собственника о людях в «Карелрыбфлоте» окончательно забыли. Не­ делями моряки ходят, записываются в очередь на получение денег, заработанных честным тру­ дом в нелегких условиях моря. Флот продолжает ловить и продавать рыбу, а денег как не было, так и нет. Где они — неизвестно. На этот вопрос ни у кого нет возможности получить вразуми­ тельный ответ. Все решается в Беломорске, где находится расчетный счет предприятия, основ­ ные доходы которому приносит расположенный в Мурманске флот. Подобная ситуация и прово­ цировала противостояние мурманских рыбаков, ходящих в море на судах «Карелрыбфлота», и бе­ реговых работников Карелии, развивающих свое производство на деньги, заработанные моряками. Через месяц после публикации Марк Исаа­ кович вновь обратился в редакцию с просьбой еще раз встретиться с нашим корреспондентом. Свой рассказ заслуженный капитан начал так: — Конечно, многие в коллективе прочитали нашу предыдущую беседу, и все (мне и в лицо говорили, и окольными путями я узнавал) в один голос заявляют, что это правда. Что касается вер­ хов, они со мной на эту тему не разговаривали, хотя, уверен, тоже внимательно прочли «Рыбный Мурман». Им, видимо, нечем опровергнуть мои соображения о состоянии дел в коллективе, по­ этому и молчат. Но в то же время заимели, как говорится, на меня зуб — сейчас идет какая-то мышиная возня с реорганизацией управлен­ ческого аппарата... Меня в личном плане это не очень волнует, а выводит из себя то, что тво­ рится в коллективе. Я почти 40 лет отдал этому флоту, а Житний174, придя к руководству, за три года ухитрился все порушить, забирая все у фло­ та в пользу Беломорска. А теперь, когда уже мы подошли к самому краю пропасти, так как долги огромные и отдавать их нечем, — начинаем рас­ плачиваться судами. На совете директоров ге­ неральный сказал, что сейчас прорабатывается вопрос о приобретении двух новых судов. Плюс еще восемь траулеров с новыми двигателями. Итого десять. А зачем остальные нужны? У нас сейчас 29 судов, из них оставят десять, которые и будут обеспечивать сырьем Беломорск. А куда люди с остальных денутся? — Должен сказать, что генеральным Житний стал не без помощи фонда имущества и комите­ та госимущества Карелии, у каждого из которых было по 20 процентов акций — продолжает свой рассказ Аюбовский. — То есть за него и весь со­ вет директоров проголосовали не акционеры, а госструктуры. Вот и получается, что в большин­ стве оказался Житний и его клан...175 Проходит еще месяц, и под рубрикой «Три взгляда на одну проблему» наш еженедельник публикует новый материал из «Карелрыбфлота». На этот раз официальный ответ пришел за под­ писью гендиректора: Б. Г. Житний называет ин­ формацию, полученную от начальника службы эксплуатации флота, недостоверной, и пригла­ шает журналистов приехать в Беломорск, что­ бы на месте ознакомиться с положением дел на предприятии. Свою точку зрения отстаивает М. И. Аюбовский, уже в более резких тонах во­ прошая: — До каких пор рыбопромысловый флот АО «Карелрыбфлот» будет находиться в диком бес­ правном положении? Нам просто не дают нор­ мально трудиться и обеспечивать себя всем необходимым, включая зарплату... Не может дальше продолжаться такое положение, при ко­ тором флотом командуют люди, далекие от моря, не знающие промысла. При котором то, что по­ строено на деньги, заработанные флотом, а это Кедрозерский рыборазводный завод, Беломор­ ский рыбообрабатывающий комплекс, — про­ цветает, а сам флот нищает. — На мой взгляд, — пишет Аюбовский, - необходима перестройка внутри акционерно­ 222

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz