Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Глава 10. Как поживаешь, флот? — При этом мы живем полностью на само­ окупаемости, — рассказывает флотоводец. — Избавились от старых судов, осталось у нас 26 траулеров из 32. Всю рыбу, и охлажденную, и мороженую, везем в Мурманск, кроме того объема охлажденки, который вынужденно сда­ ем в Норвегии, чтобы экипажи судов могли по­ лучать суточные и скоропорт, дизельное топливо, которое, как ни странно, там дешевле чем наше, российское. По моим расчетам, реализовать рыбу здесь, в Мурманске, можно дороже, чем у соседей. Два наших траулера работают на приемке сайды у норвежцев. Выгоды вроде и нет. Но если я поставлю их к причалу, то за два месяца они «подарят» нам три миллиарда рублей убытков. Конечно, можно послать эти суда на облов пу­ тассу. Зверосовхозам эта рыба очень нужно, но... бесплатно! Денег у них нет. Ладно, привез путас­ су в Мурманск, забил холодильник, где за каж­ дую тонну с меня будут стричь по четыре тысячи рублей в день. Омертвленный капитал? Мне та­ кого не надо. А сайда — рыба хорошая. И пусть даже мы сработаем с убытком в 100 миллио­ нов — это не три миллиарда. Планируем работать с Европейским банком реконструкции и развития, который предложил флоту кредит на 30 млн долларов на 10 лет. Сей­ час отправили на экспертизу пакет документов: предполагаем купить два больших и пять малых судов и построить два перерабатывающих за­ вода. Конечно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Банк предполагает, что с нашей помощью создаст рабочие места для запад­ ных конструкторов и строителей, что комплек­ тующие части будут поступать тоже с Запада. Ну и приращение капитала с учетом кредитной ставки. Приходится соглашаться на любые усло­ вия, поскольку в России никто мне не даст такую сумму, да еще и на 10 лет. А жить сегодняшним днем просто не имею права как руководитель флота.171 Архангельский траловый Впрочем, я поспешил, сказав, что на Север­ ном бассейне к середине девяностых годов был лишь один государственный флот. Наши восточ­ ные соседи произвели, можно сказать, «прива­ тизацию наоборот». Упрятав бывшего руководи­ теля тралфлота И. Е. Дегтярева в тюрьму, власть предержащие этого славного города не приду­ мали ничего лучшего, как национализировать Архангельский траловый. — Идея перехода из акционерного общества назад, в государственную структуру была больше финансового плана, чем политического, — рас­ сказывает генеральный директор объединения «Архангельский траловый флот» И. П. Плотни­ ков. — Хотя государство ничуть не помогает. Все тяготы наши совершенно одинаковы с флота­ ми — акционерными обществами. Надо сказать, что еще в 1989 году, когда впервые на флоте проводились выборы руково­ дителя, я вместе с Дегтяревым вышел во второй тур. Но он тогда был в море и мог вести пред­ выборную кампанию, и потому имел в итоге на 550 голосов больше. Так что к высокой долж­ ности генерального я был готов. Но когда при­ нял флот, волосы дыбом встали, столько всего было наворочено и закручено! Постепенно, крайне медленно, но ситуация меняется к луч­ шему. Мы имеем 42 промысловых и 18 вспо­ могательных судов-буксиров, рейдовых катеров и так далее. Есть свой грузовой участок: 400 ме­ тров причальной линии с портальными кранами и железнодорожными путями. Последний год базировались только на Архангельск, невзирая на ледовые условия. Причина — непомерно вы­ сокие тарифы Мурманского порта. Есть и своя база технического обслуживания, там проводим МРТО. Понемногу рассчитываемся по долгам, с августа прошлого года мы не взяли ни рубля кредитов... Сейчас у нас намечена интересная програм­ ма «Возрождение флота», как мы ее назвали. Планируем строить суда на заводе «Звездочка» в Северодвинске. Там ведь простаивают огром­ ные мощности. А заказы на судостроение вы­ годны не только для флота, но и для судостроите­ лей, которые получают льготы и от федерального бюджета, и от областной администрации в виде снижения налогового бремени.172 221

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz