Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Глава 10. Как поживаешь, флот? уравновешивают друг друга? А вот на этот во­ прос надо уже было находить ответ нам, журна­ листам. Что делать: отказаться от публикации ма­ териала на столь болезненную для руководства тралфлота тему и этим не портить отношений с ним — или встать на защиту моряков и членов их семей, не изменяя принципиальной позиции «Рыбного Мурмана»? Как уже догадался чита­ тель, мы выбрали второй путь. В дальнейшем это не раз икнется мне, как редактору газеты, чей офис находился в здании, принадлежавшем тралфлоту. Так или иначе, но выбор был сделан. И задолго до весны 1995 года. А чтобы усилить воздействие печатного слова на руководство флота, мы помещаем этот материал в номере, который выходит в свет день в день с годовым собранием акционеров АО «Мурманский трало­ вый флот». И поставленная редакцией цель была достигнута. О тралфлотовских новоселах и о том, насколько трудно шла стройка, потом еще не раз вспоминали флотоводцы. — Мы построили два дома, — скажет че­ рез год заместитель генерального директора В. В. Замотаев. — И если первый стал для нас «золотым», то второй — «бриллиантовым», столь­ ко пришлось вбухать в него миллиардов. Но уж раз пообещали — надо было делать, ведь почти все жильцы этого дома — плавсостав нашего флота. Хотя капитальное строительство вовсе не наша функция, флот должен заниматься сво­ им делом. Тем не менее справились, на днях здание примет госкомиссия, а жильцы уже полу­ чают ордера.158 Однако давно пора перейти от частного «квартирного вопроса» к общим проблемам вы­ живания флота. в) «Мы никогда не думали о душе...» - Я считаю, что период выживания вовсе не закончен,— заявляет генеральный директор тралфлота Ю. Б. Прутков в одном из первых но­ меров еженедельника 1996 года.— Да, у нас хорошие результаты по 1995 году и по вылову, и по выпуску продукции, где рост составил около 20 процентов в сравнении с 1994-м. Но назвать это стабилизацией — проявить невнимание или нежелание видеть реальную экономическую си­ туацию. О стабилизации говорить можно, когда прирост продукции, увеличение прибыли (а мы только налогов от прибыли заплатили более 95 млрд рублей159) идут на капитальные вло­ жения в производство. У нас же все крутится за счет интенсификации труда. При всем моем глубоком уважении к моря­ кам и благодарности за их труд, многое зависит от управленческих решений. Я не о себе говорю, капитаны — основная часть управленческого аппарата и, конечно, работники соответствую­ щих служб. Сказалась и реорганизация предпри­ ятия, хотя шла она не столь быстро, как хотелось, и еще не закончена. Сейчас предусматриваем следующий шаг. Это и постоянный поиск опти­ мальных вариантов оплаты труда— учитывая предложения капитанов, ставим зарплату в за­ висимость от качества продукции, от типа судна, от безаварийности работы... — Я не сторонник дробления мощного круп­ ного предприятия, у которого десятилетиями на­ капливался опыт хорошей работы. Нам нужны структурные изменения, но лишь внутри фло­ та, — продолжает свой рассказ Юрий Борисович. И вдруг, смягчив тон, говорит: — ... Как я мечтаю проснуться утром и услышать по радио: «Все на­ чинают работать с нуля, взаимные неплатежи перечеркнуть». Конечно, это фантазия. Но и дру­ гого выхода нет. Искусственное накручивание процентов за просрочку платежей только до­ бивает всех. Если мы перечисляем в бюджет 95 миллиардов, наверное, надо бы такое пред­ приятие сохранить.160 Что ж, отнюдь не шикарно жил Мурманский траловый флот, и всеобщие беды не обходили его стороной. Большой флот — большие проблемы. Редкое предприятие в те годы могло позволить себе бескорыстную заботу о тех, кому еще хуже, чем его сотрудникам. И порой не столько из-за скромных возможностей фирмы, сколько из-за отсутствия в душах руководителей милосердия, сострадания. А тралфлот помогал. В 1995 году перечислил медсанчасти «Севрыба» 214 млн рублей, ветеранам рыбной отрасли — 20 млн, школам города — 16 млн, больным морякам — 14 млн. Очень любопытное интервью дал ежене­ дельнику заместитель генерального директора 215

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz