Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть пятая. Морские мили за кормой... (середина 1990-х— 1996 год) человека, во всяком случае, еще было у многих из нас в середине девяностых годов прошлого века. Дело не в этом. Значительно сократить флот и плавсостав, значит, окончательно для себя решить, что тралфлота в прежнем виде, как самого крупного и мощного на Северном бассейне, уже нет и никогда не будет. Ждешь до последнего. Потому и затеяли на тралфлоте структурную перестройку, чтобы не случилось непоправимое. И надеялись на помощь госу­ дарства. Понимали, что надо модернизировать флот, но не торопились брать кредит и ввязы­ ваться в строительство новых судов. Ведь этак можно накинуть крепкую петлю на шею всему флоту. Потому что не было стабильности, не было уверенности в завтрашнем дне — сколько и ка­ кой квотой на вылов будет обладать тралфлот, ко­ торый в одиночку мог бы спокойно справиться со всей квотой Северного бассейна. — Без определенного внимания государства отрасль не может существовать, — рассуждает Прутков. — Внимание это может выражаться в разных формах: это и квотирование, и реше­ ния на международном уровне, и разумное на­ логообложение. А может, определенные дотации. Но то, что творится сейчас, долго продолжаться не может. Мы и 1993-й, и прошлый год завер­ шили с прибылью, но она вся уходит на погаше­ ние налогов, кредитов и всяческих процентов и пеней. На развитие ничего не остается. Как в таких условиях конструировать будущее? Точка зрения правительства, что рыбная отрасль со­ хранит свою былую мощь без помощи государ­ ства, — это абсурд. Мне говорят, что мы теперь хозяева флота. Вовсе не так. Десяток-другой акций не порож­ дает чувство хозяина, боли и ответственности за флот. Потому и делаем перестройку внутри флота, чтобы каждый зависел от своего труда, а не сидел трутнем на шее рыбака.153 Много различных слухов и сплетен ходи­ ло в те годы и о новом офисе для управленцев флота, и о его дочерних фирмах. Мол, отгрохали начальники себе дворец, а лучше бы зарплату морякам вовремя выплачивали. Или создали какой-то «Дельфин» — кормушку для верхушки, и качают валюту из этого СП себе в карман... Что ж, на чужой роток не накинешь платок. Но мож­ но рассказать людям правду, или, хотя бы, дать информацию из первых рук. За этим-то и отпра­ вилась Инна Березюк к генеральному директору компании «Дельфин» Юрию Цуркану. И оказа­ лось, что «Дельфин» вовсе на совместное пред­ приятие, а стопроцентное тралфлотовское, во­ бравшее в себя группу тех судов, которые без работы в Тихом океане стали тяжелейшем кам­ нем не шее флота. Ведь в Баренцевом море им работать нельзя, им для рентабельности тонн сто рыбы в сутки надо. Вот и решили создать из «Моонзундов» автономную группу для работы в Северо-Восточной Атлантике — как на облове рыбы, так и на приемке ее у иностранных про­ мысловиков. — В основном мы работаем на российский рынок, так как наша продукция— это сельдь, скумбрия, путассу, окунь, ставрида и другие мас­ совые породы рыб, объем которых западный рынок не сможет переварить, — рассказывает Ю. М. Цуркан. — Однако изменение законода­ тельства, введение новых таможенных пошлин и тарифов, принятие новых указов о налогообло­ жении ставят нас в такое положение, что везти продукцию в Россию невыгодно. Сначала мы должны произвести предоплату за топливо, тару, снабжение, сетематериалы — это первое отвле­ чение средств. Затем мы вылавливаем рыбу, накручиваем на ее «хвост» наши затраты, везем сюда и при пересечении границы платим НДС, спецналог и пошлину — опять деньги из обо­ рота. В итоге оборот денег длится в лучшем случае 50—60 дней. Этого мы себе позволить не можем. Вот почему, «забывая» о патриотиз­ ме, мы вынуждены продавать свою продукцию за рубежом, осваивать другие рынки, в част­ ности — азиатский. Базируясь на иностранные порты, мы даем немалую прибыль иностранным компаниям, рабочие места их жителям, а заку­ пая там материально-техническое снабжение, топливо, сетематериалы — мы невольно способ­ ствуем гибели наших производителей. Сегодня у «Дельфина» 12 «Моонзундов», 4 СТМа и одно транспортное судно. — Скажите, почему такая разница в зарплате у моряков однотипных судов? В редакцию часто 212

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz