Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть пятая. Морские мили за кормой... (середина 1990-х—1996 год) количеством белка. А значит, нужны средства для строительства новых океанских судов...143 Вышеприведенные высказывания руково дителей— это, так сказать, их личные точки зрения, обнародовать которые флотоводцы по считали делом принципиальным. В целом же на заседании рыбохозяйственного совета была поддержана программа развития Северного бассейна, разработанная учеными области. Од нако вскоре на свет родилась новая программа, подготовленная уже специалистами «Севрыбы». Называлась она «Концепция развития рыбной промышленности Северного бассейна». Прежде чем рассмотреть этот альтернативный вариант, давайте взглянем на саму «Севрыбу», как акцио нерное общество, более внимательно. Необычная структура а) «Севрыба-1» Как известно, акционирование рыбодобы вающих и перерабатывающих предприятий рыбного Мурмана повлекло за собой массу непредвиденных проблем. Первая из них — по теря управляемости отраслью в регионе, так как бассейновый принцип фактически пере стал действовать. Перестал, потому что не мог не акционироваться и сам штаб управления Се верным бассейном — объединение «Севрыба». Произошло это в 1992 году. Не только выборы президента правления нового ЗАО вызвали тог да борьбу страстей у руководителей предприя- тий-акционеров, но и тот факт, что обновленная «Севрыба» задумала заниматься коммерческой деятельностью. Как та к— государственные функ ции и коммерция? Нестыковочка! Но ведь для того, чтобы эти государственные функции выпол нялись, надо специалистам зарплату выплачи вать. А уважаемые «рыбные генералы» не пере числяли ни копейки на это дело, мол, денег нет и вряд ли будут. Государство, как мы все помним, быстренько провернув приватизацию в стране, сразу же отреклось от образованных акционер ных обществ, мол, вы — коммерческие структу ры, так что добывайте средства для существова ния сами. И стали добывать. Не отвергнув те самые государственные функции, начиная с участия в международных комиссиях и кончая стратегией и координацией промысловой деятельности бассейна, АО «Сев- рыба» занялась коммерцией. Но не массовой типа «купи-продай». В очередной раз предло жив предприятиям совместную деятельность по обновлению флота и получив отказ (взаим ные неплатежи, немыслимые кредитные ставки, налоги и т. д.), севрыбовцы стали работать над проектом, который позволил бы сделать прорыв на западном инвестиционном рынке и получить кредиты для строительства хотя бы одного со временного судна. Так на свет появилась «Сев рыба-1» — траулер, какого ни Советский Союз, ни Россия еще не имели. Государственный флаг на новом судне был поднят в первых числах июля 1995 года в Киркенесе. Наша непоседливая Инна Березюк выехала в этот норвежский городок, чтобы присутство вать при таком историческом событии. — 5 июля в Киркенесе было очень холодно, дул пронизывающий ветер, — пишет корреспон дент «Рыбного Мурмана», — А когда оркестр загромыхал торжественный марш, дождь стал поливать и без того продрогших людей. А собра лось их немало: кроме приглашенных на тор жество руководителей предприятий Северного бассейна, высоких столичных гостей, руково дителей Финнмарка, судостроительной фирмы «Квэрнер Кимек» было очень много жителей Киркенеса — для городка с шеститысячным на селением подъем российского флага на новом судне — событие. Все разглядывали этот бело снежный корабль с темно-синей нижней частью « Севрыба-1» 206
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz