Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть пятая. Морские мили за кормой... (середина 1990-Х-1996 год) рыбный порт — на 40 процентов, как можно соз дать эффективное производство? Предлагаемый документ, по моему мнению, лишь призывает создать еще один орган при обладминистрации, который будет заниматься распределением ре сурсов. Может, квоты в руках областной адми нистрации будут содействовать своевременным уплатам налогов? Говорить о программе как серьезном до кументе не представляется возможным. Безус ловно, программа развития рыбного хозяйства на Севере нужна, но ее должны разработать те профессионалы, которые знают все пробле мы отрасли изнутри. Пока предприятия работа ют лишь на самовыживание, а не для того, что бы у России было много рыбы. И если мы хотим стабилизации и расцвета нашей уникальной от расли, нам нужна программа. Ее следует утвер дить в Комитете РФ по рыболовству, и в Прави тельстве России.138 Альберт Леванов139, генеральный директор АО «Севрыбхолодфлот»: — Мое мнение таково: это — выброшенные деньги. Ведь изначально речь шла о разработке финансовой схемы. А получили мы набор общих лозунгов, Причем в ортодоксальных тонах руко водителей или преподавателей экономики соци ализма. Обвиняют руководителей предприятий, что, мол, блюдут только личные интересы... Для меня важна суть: что нужно отрасли, чтобы она стабилизировалась? Ей нужны финансы. К со жалению, этого не увидели ученые, доктора наук, готовившие этот документ. Мне он совершенно не подходит: там нет эко-но-ми-ки, то есть основ ного. Знаю, что «Севрыба» в своей программе подходит несколько иначе, но суть та же: руково дить флотом. А в сегодняшней ситуации на бас сейне надо руководить финансами. Почему «Карелрыбфлот» находит общий язык со шведской фирмой «Сканси»? Потому что она опережает его в финансировании. По чему в прошлом году успешно работала в море Ирмингера экспедиция «Мурманрыбпрома»? Потому что имела опережающее финансирова ние от «Сканси». Почему мы работаем с фирмой «Интератлантик»? Потому что, если нам нужны деньги, а мы их еще не заработали или еще не передали фирме рыбу, «Интератлантик» фи нансирует нас. Вот краеугольный камень объ единения всех рыбных предприятий Севера: нужна финансовая структура. Я не знаю, кто вы ступит в этой роли — «Севрыба», администрация области или какой-то мурманский банк, — важ но, чтобы эта структура имела капитал на опе режающее финансирование. У нас ведь очень емкие процессы. Например, чтобы снарядить судно на промысел, надо около 2,5 миллиарда рублей. Где их взять в нашей разорванной эко номике? Я убежден: если будет такая финансо вая структура, все у нас наладится, в том числе и рыбообработка. Мы на совете директоров предложили «Сев- рыбе» взять в управление треску Баренцева моря, установить цены и диктовать их. Так ра ботал Владимир Павлович Журавлев140 в «Ска- русе», тогда цены на треску подскочили с 1,5 до 2,5 тысяч долларов за тонну. Он сказал: «Я распоряжаюсь треской Севера, вот наша цена, будете брать — пожалуйста, не т— поищем дру гих покупателей». А тогда большое количество трески проходило через «Скарус». И все — цены поднялись. Да, «Севрыба» встретила наше предложе ние без энтузиазма. Ей это не нужно. Во-первых, лишняя обуза. Во-вторых, все интересы «Севры бы» — в Норвегии. Туда поставляет филе «Севры- ба-1» и, судя по норвежской печати, владелец этого судна — норвежец. Поэтому «Севрыба» вовлекает нас в «Рофисклаг», чтобы эта норвеж ская структура брала с нас свои полтора процен та, а не с норвежских рыбообработчиков. Видно, тут тоже есть интерес «Севрыбы». Возвращаясь к проблеме опережающего финансирования, скажу: любой банк в Мурман ске мог бы взяться за это дело, аккумулировать средства флотов. Но тут есть опасность. Когда налоговая инспекция применяет санкции к фло ту, здесь, в России, моментально все отрезается. А жизнь флота не остановишь. Поэтому лучшая ситуация может быть такой: иностранная фирма корреспондируется с каким-то мурманским бан ком, он в свою очередь проверяется налоговой инспекцией. Наш флот, как я уже сказал, рабо тает с московской фирмой «Интератлантик», ко 204
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz