Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть пятая. Морские мили за кормой... (середина 1990-Х-1996 год) рыбный порт — на 40 процентов, как можно соз­ дать эффективное производство? Предлагаемый документ, по моему мнению, лишь призывает создать еще один орган при обладминистрации, который будет заниматься распределением ре­ сурсов. Может, квоты в руках областной адми­ нистрации будут содействовать своевременным уплатам налогов? Говорить о программе как серьезном до­ кументе не представляется возможным. Безус­ ловно, программа развития рыбного хозяйства на Севере нужна, но ее должны разработать те профессионалы, которые знают все пробле­ мы отрасли изнутри. Пока предприятия работа­ ют лишь на самовыживание, а не для того, что­ бы у России было много рыбы. И если мы хотим стабилизации и расцвета нашей уникальной от­ расли, нам нужна программа. Ее следует утвер­ дить в Комитете РФ по рыболовству, и в Прави­ тельстве России.138 Альберт Леванов139, генеральный директор АО «Севрыбхолодфлот»: — Мое мнение таково: это — выброшенные деньги. Ведь изначально речь шла о разработке финансовой схемы. А получили мы набор общих лозунгов, Причем в ортодоксальных тонах руко­ водителей или преподавателей экономики соци­ ализма. Обвиняют руководителей предприятий, что, мол, блюдут только личные интересы... Для меня важна суть: что нужно отрасли, чтобы она стабилизировалась? Ей нужны финансы. К со­ жалению, этого не увидели ученые, доктора наук, готовившие этот документ. Мне он совершенно не подходит: там нет эко-но-ми-ки, то есть основ­ ного. Знаю, что «Севрыба» в своей программе подходит несколько иначе, но суть та же: руково­ дить флотом. А в сегодняшней ситуации на бас­ сейне надо руководить финансами. Почему «Карелрыбфлот» находит общий язык со шведской фирмой «Сканси»? Потому что она опережает его в финансировании. По­ чему в прошлом году успешно работала в море Ирмингера экспедиция «Мурманрыбпрома»? Потому что имела опережающее финансирова­ ние от «Сканси». Почему мы работаем с фирмой «Интератлантик»? Потому что, если нам нужны деньги, а мы их еще не заработали или еще не передали фирме рыбу, «Интератлантик» фи­ нансирует нас. Вот краеугольный камень объ­ единения всех рыбных предприятий Севера: нужна финансовая структура. Я не знаю, кто вы­ ступит в этой роли — «Севрыба», администрация области или какой-то мурманский банк, — важ­ но, чтобы эта структура имела капитал на опе­ режающее финансирование. У нас ведь очень емкие процессы. Например, чтобы снарядить судно на промысел, надо около 2,5 миллиарда рублей. Где их взять в нашей разорванной эко­ номике? Я убежден: если будет такая финансо­ вая структура, все у нас наладится, в том числе и рыбообработка. Мы на совете директоров предложили «Сев- рыбе» взять в управление треску Баренцева моря, установить цены и диктовать их. Так ра­ ботал Владимир Павлович Журавлев140 в «Ска- русе», тогда цены на треску подскочили с 1,5 до 2,5 тысяч долларов за тонну. Он сказал: «Я распоряжаюсь треской Севера, вот наша цена, будете брать — пожалуйста, не т— поищем дру­ гих покупателей». А тогда большое количество трески проходило через «Скарус». И все — цены поднялись. Да, «Севрыба» встретила наше предложе­ ние без энтузиазма. Ей это не нужно. Во-первых, лишняя обуза. Во-вторых, все интересы «Севры­ бы» — в Норвегии. Туда поставляет филе «Севры- ба-1» и, судя по норвежской печати, владелец этого судна — норвежец. Поэтому «Севрыба» вовлекает нас в «Рофисклаг», чтобы эта норвеж­ ская структура брала с нас свои полтора процен­ та, а не с норвежских рыбообработчиков. Видно, тут тоже есть интерес «Севрыбы». Возвращаясь к проблеме опережающего финансирования, скажу: любой банк в Мурман­ ске мог бы взяться за это дело, аккумулировать средства флотов. Но тут есть опасность. Когда налоговая инспекция применяет санкции к фло­ ту, здесь, в России, моментально все отрезается. А жизнь флота не остановишь. Поэтому лучшая ситуация может быть такой: иностранная фирма корреспондируется с каким-то мурманским бан­ ком, он в свою очередь проверяется налоговой инспекцией. Наш флот, как я уже сказал, рабо­ тает с московской фирмой «Интератлантик», ко­ 204

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz