Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть пятая. Морские мили за кормой... (середина 1990-х—1996 год) — выделение квот на возвратной основе под конкретные проекты развития береговой обра­ батывающей базы, — исключение из списка пользователей суда, зарегистрированные в оффшорных зонах, так как они не платят налоги России, — понижающий коэффициент для предпри­ ятий, нарушающих правила рыболовства... Со своими предложениями обратился к чи­ тателям «Рыбного Мурмана» и Константин Буда­ нов117, назначенный председателем комитета по рыболовству областной администрации. Он пишет: — Одни при распределении квот предлагают принимать во внимание расчетный производ­ ственный потенциал. Другие — производитель­ ную возможность судна по переработке рыбы. Третьи вносят предложение по исключению возможности получить квоту «дочерними» пред­ приятиями в холдинговой компании, короче говоря — судно должно передаваться в арен­ ду с квотой. Все эти предложения объяснимы, но они не решают главной задачи: как сохра­ нить добычу рыбы хотя бы на уровне 1995 года. На сегодняшний день в Баренцевом море рабо­ тают 84 предприятия, 75% судов которых типа ПСТ, СРТМ-к, СТР, МРТ-к приспособлены для лова рыбы только донными тралами. Экономика большинства предприятий, да и само их суще­ ствование зависит от трески. А ведь сырьевая база Баренцева моря способна обеспечить ра­ ботающий флот всего на 30 процентов. Во все времена стратегия рыболовства опиралась на сырьевую базу. Под нее проекти­ ровались суда. Когда промысел сместился в от­ крытый океан, началось строительство судов с мощными энергетическими установками и об­ щими промысловыми возможностями. Благо топливо было дешевым. Низкая рентабельность флота покрывалась дотациями государства. Се­ годня неимоверно подорожало топливо, дота­ ций нет. Каким образом поймать рыбу в отда­ ленных районах? Недоосваиваемая сырьевая база имеется в Северной Атлантике — сельдь, путассу, скумбрия. На Африканском и Южно- Американском шельфах — ставрида, сардина, кальмар. Взять эту рыбу траулерами, работаю­ щими в Баренцевом море, невозможно. Тем более что экспедиционный промысел развалил­ ся. Где сегодня транспортные суда и плавбазы? Ввиду их невостребованности они работают на иных «хлебах». Остается одно — сохранить имеющийся крупнотоннажный флот. А как заста­ вить владельцев этих судов работать в убыток? Вот и вынуждены руководители флотов сдавать свои суда «дочерним» предприятиям в аренду. О строительстве новых судов говорить не прихо­ дится, так как федеральная программа развития рыбного хозяйства России до 2000 года «Рыба» предусматривает обновление флота в основном за счет средств предприятий отрасли. Есть один выход — квотировать крупнотоннажный флот вы­ сокорентабельными видами рыб: треска, пик­ ша. Пока эта рыба имеется...118 Не правда ли, очень уж туго закручивает гайки новый председатель комитета по рыбо­ ловству областной администрации — квоту от­ дать на строительство крупнотоннажного фло­ та! Да когда он, этот флот, еще понадобится? И кому — в стране каждый день перемены, а тут задумки на десятилетия... Но главное — за счет кого? Гіо миру пустить малые предприятия и ры­ боловецкие колхозы? Да пусть Буданов сам за­ нимается прибрежным промыслом, осваивает добычу водорослей и их переработку. А нам кво­ ту, квоту давай! Тресковую. Чтобы поймал, сдал рыбу норгам, и денежки в кармане! Примерно такая реакция на данную публи­ кацию последовала со стороны руководителей предприятий, входящих в Союз рыбопромыш­ ленников Севера. Да и большие флоты были не в восторге от задумок чиновника областного уровня по поводу решения проблем береговой рыбообработки. — В тяжелом положении оказались предпри­ ятия бывшего рыбокомбината, — констатирует К. Н. Буданов. — Попытки помочь им путем вы­ деления сблокированной квоты не получились. Дело в том, что темпы роста затрат по добыче рыбы опережают темпы роста ее рыночной цены. Связано это прежде всего с низкой покупа­ тельной способностью наших граждан. Вот и по­ лучается, что себестоимость рыбы плюс 10 про­ центов рентабельности (на таких условиях флоты 186

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz