Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть пятая. Морские мили за кормой... (середина 1990-х—1996 год) — выделение квот на возвратной основе под конкретные проекты развития береговой обра батывающей базы, — исключение из списка пользователей суда, зарегистрированные в оффшорных зонах, так как они не платят налоги России, — понижающий коэффициент для предпри ятий, нарушающих правила рыболовства... Со своими предложениями обратился к чи тателям «Рыбного Мурмана» и Константин Буда нов117, назначенный председателем комитета по рыболовству областной администрации. Он пишет: — Одни при распределении квот предлагают принимать во внимание расчетный производ ственный потенциал. Другие — производитель ную возможность судна по переработке рыбы. Третьи вносят предложение по исключению возможности получить квоту «дочерними» пред приятиями в холдинговой компании, короче говоря — судно должно передаваться в арен ду с квотой. Все эти предложения объяснимы, но они не решают главной задачи: как сохра нить добычу рыбы хотя бы на уровне 1995 года. На сегодняшний день в Баренцевом море рабо тают 84 предприятия, 75% судов которых типа ПСТ, СРТМ-к, СТР, МРТ-к приспособлены для лова рыбы только донными тралами. Экономика большинства предприятий, да и само их суще ствование зависит от трески. А ведь сырьевая база Баренцева моря способна обеспечить ра ботающий флот всего на 30 процентов. Во все времена стратегия рыболовства опиралась на сырьевую базу. Под нее проекти ровались суда. Когда промысел сместился в от крытый океан, началось строительство судов с мощными энергетическими установками и об щими промысловыми возможностями. Благо топливо было дешевым. Низкая рентабельность флота покрывалась дотациями государства. Се годня неимоверно подорожало топливо, дота ций нет. Каким образом поймать рыбу в отда ленных районах? Недоосваиваемая сырьевая база имеется в Северной Атлантике — сельдь, путассу, скумбрия. На Африканском и Южно- Американском шельфах — ставрида, сардина, кальмар. Взять эту рыбу траулерами, работаю щими в Баренцевом море, невозможно. Тем более что экспедиционный промысел развалил ся. Где сегодня транспортные суда и плавбазы? Ввиду их невостребованности они работают на иных «хлебах». Остается одно — сохранить имеющийся крупнотоннажный флот. А как заста вить владельцев этих судов работать в убыток? Вот и вынуждены руководители флотов сдавать свои суда «дочерним» предприятиям в аренду. О строительстве новых судов говорить не прихо дится, так как федеральная программа развития рыбного хозяйства России до 2000 года «Рыба» предусматривает обновление флота в основном за счет средств предприятий отрасли. Есть один выход — квотировать крупнотоннажный флот вы сокорентабельными видами рыб: треска, пик ша. Пока эта рыба имеется...118 Не правда ли, очень уж туго закручивает гайки новый председатель комитета по рыбо ловству областной администрации — квоту от дать на строительство крупнотоннажного фло та! Да когда он, этот флот, еще понадобится? И кому — в стране каждый день перемены, а тут задумки на десятилетия... Но главное — за счет кого? Гіо миру пустить малые предприятия и ры боловецкие колхозы? Да пусть Буданов сам за нимается прибрежным промыслом, осваивает добычу водорослей и их переработку. А нам кво ту, квоту давай! Тресковую. Чтобы поймал, сдал рыбу норгам, и денежки в кармане! Примерно такая реакция на данную публи кацию последовала со стороны руководителей предприятий, входящих в Союз рыбопромыш ленников Севера. Да и большие флоты были не в восторге от задумок чиновника областного уровня по поводу решения проблем береговой рыбообработки. — В тяжелом положении оказались предпри ятия бывшего рыбокомбината, — констатирует К. Н. Буданов. — Попытки помочь им путем вы деления сблокированной квоты не получились. Дело в том, что темпы роста затрат по добыче рыбы опережают темпы роста ее рыночной цены. Связано это прежде всего с низкой покупа тельной способностью наших граждан. Вот и по лучается, что себестоимость рыбы плюс 10 про центов рентабельности (на таких условиях флоты 186
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz