Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть пятая. Морские мили за кормой... (середина 1990-х—1996 год) чтобы не превысить общую квоту, квоту по су дам и квоту по приловам. Это наше право рас пространяется и на Западный бассейн. Не будь его — мы бы не увидели скумбрии, ее «западни ки» сами бы всю выловили. Березюк: — Стало быть, впервые в истории рыбной отрасли коллегия Роскомрыболовства не посчиталась с заслугами «Севрыбы»? Торохов: — Я считаю, был весьма полезный разговор. Кое-кто понял, что нельзя просто так взять и поменять принцип распределения квот. А Родин внес очень интересное предложение: взять за один из важных критериев единицу про мыслового усилия. То есть за единицу взято са мое маленькое судно — МРТ-к. Таким образом СРТМ-к уже 1.2, а ПСТ — полторы единицы... Это те суда, которые работают в Баренцевом море. Они есть сейчас практически у всех флотов. Березюк: — И не будет обид? Тишков: — Будут. У тех, у кого есть крупно- тоннажные суда. Но это — субъективные обиды. А вот у Союза рыбопромышленников предыду щие годы были и объективные: его предприятия получали меньшую квоту на однотипное судно, чем в бывших госфлотах. Торохов: — Поначалу никто не верил в се рьезность малых предприятий, которые к тому же начали усиленно под разными пред логами тащить сюда малотоннажный флот и тре бовать квоту. Горохов: — Сейчас Комитет навел порядок, издав приказ о лицензировании строительства, покупки и аренды судов. Поэтому квота выделя ется только тем, у кого есть лицензия или судно приобретено до 2 июня 1993 года, когда приказ вышел в свет. Промысловые мощности должны соответствовать ресурсам. Тишков: — В Дании, например, делают так: хочешь новое судно — продавай одно-два-три старых. И там промысловый флот за последние пять лет сократился в четыре раза. То же самое в Норвегии. В этих странах есть государствен ные средства для обновления флота. Горохов: — Вопрос распределения квот ва жен. Но еще важней проблема управления ре сурсами. Тут-то и кроется наибольшая опасность, поскольку при дроблении на регионы появится несогласованность в действиях самих россиян. Это тревожит и «Мурманрыбвод». Торохов: — Говорят «квота», подразумевают «треска», потому что это — валюта. Но уж если департамент хочет делить, то пусть регулирует промысел в Фарерской зоне, в Канадской. На пример, на Фарерах должны работать 26 су дов, и не больше. Значит, Архангельск скажет: «Мне надо, чтобы пошли 15 судов», а Мурманск захочет послать 20. А у фарерцев — волосы ды бом: что делать? То же самое может возникнуть в Гренландской зоне, в зоне Норвегии. Да нор вежцы просто заявят, что вот мы пустили рабо тать 50 судов, а остальные — извините. Тишков: — У нас нет ни ведомственных, ни личных пристрастий. И если говорят, что мы больше даем мурманским флотам, так здесь и больше всех судов. Другое дело — департамент: он обязан заботиться об интересах родной об ласти, забывая об интересах бассейна. Нельзя ломать наработанную годами схему. Последствия могут быть очень серьезными. Вот пример. Нор вегия каждый год вносит изменения в правила рыболовства в своей зоне. И сразу же сообщает об этом «Севрыбе». И были случаи, что Норвегия, известив нас о закрытии района промысла, сооб щила о том же через МИД в Комитет. Прошел ме сяц, район уже открыт, а мы получаем из Москвы ту самую информацию о закрытии. Вот будет здо рово, если осуществится желаемый департамен том вариант: судно «влетает» в закрытый район, а огромные штрафы разоряют судовладельца. Мы же информируем все суда о различных изме нениях в день получения информации.108 Вот такой разговор записал наш корреспон дент в «Севрыбе». Да, в конце 1994 года на Се верном бассейне не было государственного органа, который бы не только разделял, но и вла ствовал. То есть располагал техническими воз можностями спасения людей (вертолетами, береговой охраной и т. д.), владел финансами всего бассейна, имел право лицензирования и тому подобное. Стало быть, можно попытать ся сохранить хотя бы то, что осталось. Подходить к дележу квоты «по географической карте» слиш ком простой и опасный путь. Понимали ли это в Мурманской областной администрации? 180
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz