Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Глава 6. Рыбный порт готовится к приватизации На начальном этапе сотрудничества россий­ ские рыбаки треску в норвежских фьордах сдава­ ли по 10,5 кроны за килограмм. И имели неплохие доходы, даже несмотря на то, что для норвежских рыбаков цена приемки рыбы была почти на треть выше. Затем, в основном из-за разъединенно­ сти наших добывающих флотов и начавшейся между ними конкуренции, приемочные цены в норвежских портах для иностранных судов стали снижаться. В 1991 году они составили 8,4 кроны, а в 1993-м — уже 5,8 кроны за один килограмм трески. Только на разности цен между сданной российскими и местными промысловиками рыбы в северных провинциях Норвегии мы поте­ ряли около 290 млн крон в 1992 году и в 1993-м — около 400 млн крон. Лишь к середине девяностых годов под угрозой дальнейшего расширения рос­ сийских продаж в страны Общего рынка цены для норвежских и иностранных рыбаков почти срав­ нялись и составили около 9 крон.104 Как мы уже говорили, ориентация на прода­ жу трески за рубеж была вызвана неудовлетво­ рительной экономической ситуацией в России в целом. Флотоводцев нашего Северного бас­ сейна берега Норвегии прежде всего привлека­ ли тем, что там: — продать треску можно было дороже, чем в Мурманске, — оплата продукции производилась сразу после выгрузки, — налог на добавленную стоимость не взи­ мался, — себестоимость продукции по ряду причин была ниже (бункеровка, портовые сборы и т. д.) Не забудем при этом, что большую часть до­ ходов, а у мелких рыбопромышленников иногда и полностью, членам экипажа траулера выпла­ чивали в инвалюте (о налогах и фонде оплаты труда в данном случае разговора не вели). Кро­ ме всего вышеперечисленного, отечественных флотоводцев привлекала большая емкость нор­ вежского рынка, в то время как при массовых поставках трески на российский рынок могли возникнуть трудности с реализацией улова из- за неразвитости береговой обрабатывающей базы, низкой покупательной способности насе­ ления и ряда других причин. Но и это далеко не полный перечень пре­ имуществ, которые предоставляла Норвегия экспортерам трески. Точнее сказать — далеко не полный перечень упущений со стороны Рос­ сии, по незнанию или из-за корысти своих чи­ новников потерявшей сначала отечественное судостроение и судоремонт, затем рыбообра­ ботку, теперь — промысловый флот. Даже сни­ жение величины налогов, изменение порядка взимания НДС, упрощение таможенных про­ цедур и уменьшение налоговых сборов не при­ вели бы к изменению общей ситуации. Треска по-прежнему уходила бы за кордон. Почему? Необходимо было наводить порядок в столь сложном деле, как наделение промысловыми квотами, разрабатывать механизм государ­ ственного протекционизма в рыбной отрасли. Это, прежде всего, четко продуманная на пер­ спективу концепция добычи, переработки, про­ дажи трески и других объектов лова, имеющих спрос на мировых рынках. Если же говорить конкретно о Мурманске, то к середине девяно­ стых годов в городе только рыбный порт пока еще был готов к поступлению «большой» рыбы. Но куда выгружать охлажденную, где хранить значительные объемы мороженой продукции? Береговые мощности по выработке филе и за­ морозке практически отсутствуют. Потребности оставшихся в строю рыбозаводов в сырье для выпуска других видов рыбопродукции незначи­ тельны из-за ограничений сбыта. Взаимодей­ ствие с железной дорогой осложнено величиной тарифов и ориентацией потребителя на неболь­ шие единовременные партии рыбы. Да и не мо­ жет железная дорога перевозить охлажденную рыбу из-за отсутствия вагонов-ледников. Холо­ дильные же мощности ограничены, а их исполь­ зование ведет к удорожанию товара... Что ж, куда ни кинь — везде клин? Нет, мож­ но, можно было добиться и на местах значитель­ ного улучшения в деле снабжения населения рыбой. Вот, например, что рассказал нашему корреспонденту генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Н. Г. Тропин: — В сегодняшних условиях трудно заставить и траловый флот, и предприятия малого бизнеса везти рыбу только в Мурманск. Самостоятельные 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz