Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть пятая. Морские мили за кормой... (середина 1990-х—1996 год) запрещена, хочешь разгрузиться — плати. А что за пределами 12-мильной зоны вовсю гуляют жестокие штормы и без риска побить судно раз грузиться невозможно — это никого не касается. Как эти требования согласуются с безопасно стью мореплавания — остается только гадать. Ну, допустим, рыбацкое судно решило «не нару шать» и отправилось в Мурманск. Еще на подхо де такой «рыбачок-простачок», а уже включился счетчик администрации порта. В Кольский залив вошел — плати. По заливу от южного рейда до су доверфи дошел — плати. Решил в рыбный порт перебраться — снова лезь в кошелек. На якорь встал — опять же за денежки. А если учесть, что с марта все тарифы в порту взлетели на 20—70%, то дешевая для малоимущих мурманчан рыбка для ее добытчиков становится поистине золотой. Не мудрено, что если раньше в порту у причалов было не протолкнуться, пароходы стояли в не сколько корпусов, то сейчас гуляет ветер вдоль причальной стенки. Ротшильдом надо быть, что бы услугами рыбного порта нынче пользоваться. Вот и предпочитают рыбаки ставить суда поде шевле на СРЗ, на судоверфи, у КМТС (конторы материально-технического снабжения Северно го флота), у черта на куличках — лишь бы не раз дели до нитки, как родные портовики. Особая боль мурманских рыбаков — отно шения с таможней. Казалось бы, таможня, кото рая в российский бюджет вносит нынче больше средств, нежели глубокоуважаемые налоговики, должна быть кровно заинтересована в том, что бы источник дохода не прекращался, чтобы суда не стояли лишние сутки и система платежей была мобильной. На деле же что ни документ — то тор моз. К примеру, еще до того, как ты рыбу выгру зил и продал, с тебя взимают НДС. И пока не про платишь, корабль стоит на приколе. Причем если раньше можно было заплатить НДС в рассрочку, от десяти дней до нескольких месяцев, то сегод ня — немедленно давай банковскую гарантию! И не местного банка, а лишь московского или питерского. И еще. Каждое предприятие имеет при таможне свои счета — валютные и рублевые. Так вот, если раньше возможно было при нали чии свободных денег положить на счет энную сумму, и пусть таможня снимет с него энные пла тежи, то сегодня, извините, нельзя. Вносить мож но лишь конкретную сумму платежа и ни копей ки больше. Если нет в данный момент в банке денег — опять ваши проблемы. В общем, гайки закручены донельзя. Не забалуешь... Исконно рыбный город Мурманск стано вится все более безрыбным. А напоследок вер нусь с чего начала — к котику и рыбке. Сегодня в рыбном порту во время разгрузки судно без присмотра не оставишь: коты у докеров про жорливее акул, ящиками рыбу таскают! А я вспомнила, как в Англии, в Гуле, мы разгружали минтай, что пользуется в Европе колоссальным спросом по причине высокого содержания бел ка и низкого — жира. Второй штурман у нас был неопытный, за выгрузкой на всех трех точках не уследил, но уже к концу первого рабочего дня к капитану подошли англичане. — Вы нам передали лишний строп — 30 ящи ков, — сказали они, — но не волнуйтесь, завтра мы возьмем меньше. Все учтено... На нашем транспорте об этом случае рас сказывали, как о чуде неслыханном. Господи, доколе же на Руси обыкновенная честность бу дет в чудесах числиться?103 А теперь давайте оставим в стороне жен скую эмоциональность Нины Антонян и погово рим сухим языком цифр. Да, для наших рыбаков наиболее выгодным являлся промысел трески и выработка из нее филе для продажи за рубеж. Треска в Баренцевом море была, во всяком случае в первой половине девяностых годов, о которых и ведем речь. Много усилий и финан совых затрат требовали покупка и установка су дового оборудования для производства филе ев ропейского стандарта. Поэтому судовладельцы пошли по пусть менее прибыльному, но легкому и доступному пути — стали поставлять за рубеж полуфабрикат для филе. Экономическую выгоду из столь благоприятной ситуации в наибольшей мере извлекла Норвегия, которая в 1991 году внесла коренные изменения в Акт о морской территории в части выгрузок рыбы с иностран ных судов. Если раньше такие выгрузки разре шались как исключение из основного правила, то Акт-91 определил, что они являются свобод ными в принципе. 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz