Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Глава 6. Рыбный порт готовится к приватизации следовал столь же четкий ответ: рыбакам стало экономически не выгодно базировать свой флот в Мурманске. А почему не выгодно и кто в этом виноват? Вот на эти вопросы у каждой заинтере сованной стороны были свои ответы и свои при чины действовать так, а не иначе. На протяжении всех девяностых годов прошлого века практиче ски в каждом номере наш «Рыбный Мурман» касался этой темы, детально разбираясь в инте ресах рыбаков и портовиков, судоремонтников и рыбообработчиков, продавцов и покупателей рыбопродукции. Штудировали мы приказы та моженной службы и инструкции санитарных вла стей, вникали в бизнес-планы норвежских фирм и тайны государственной политики ведущих ры бодобывающих стран, судили-рядили о стратегии и тактике как гигантов мирового бизнеса, так и рядового отечественного рыбопромышлен ника. Нам давали интервью министры и главы территориальных администраций, депутаты всех мастей делали себе имя, муссируя эту всеобъ емлющую тему. Но воз и ныне там — повторим вслед за великим баснописцем. Говорят, что зорче всех может быть новичок, тот, у кого глаза не зашорены знаниями и опы том. Именно он увидит суть проблемы и непри нужденно расскажет о ней. Что ж, воспользуем ся такой возможностью и предоставим слово новому сотруднику «Рыбного Мурмана» Нине Антонян — талантливому и опытному журналисту, который столь «плотно» до прихода в нашу редак цию не занимался рыбной тематикой. Вот ка ким диалогом Нина Васильевна начинает одну из своих публикаций: — Дайте котику рыбешки! — к этой традици онной просьбе докеров капитаны рыбацких су дов уже привыкли. — А много ли котику надо? — спрашивает со чувственно иной судоводитель, видя, что к раз грузке «защитники животных» не приступают. — Зачем много? Ящичка хватит, пожа луй, — следует ответ. И тут наступает пауза. — А котик не треснет? — обретает, наконец, дар речи капитан. — В ящичке-то тридцать кило. — Нешто ему, привычный, — усмехаются докеры. — Ну, давай рыбу, командир, а то рабо тать чего-то не тянет, пока животная голодная ходит... — Умудренные опытом рыбаки знают, что се годня куда легче добыть рыбу в тяжелых условиях моря, нежели доставить ее потребителю, — дела ет вывод наш корреспондент. — И докеры, раде ющие за интересы «котиков»,— далеко не един ственные, кто в совершенстве освоил нехитрую систему поборов. Да и что их аппетиты в срав нении с суммами таможенников и портовиков? До сих пор люди не могут привыкнуть к тому, что за СВОЮ рыбу, выловленную в СВОЕМ море, до ставленную в СВОЮ же страну на СВОЕМ судне, они обязаны заплатить миллионные пошлины. Двое суток простоял у причала «кормовичок» фирмы «Баренцфишкомпани» «Красное село» с рыбой для малоимущих жителей Мурманска по городской программе «Дешевая рыба». Шли в родной порт с прекрасным настроением — ры балка, несмотря на штормы, была удачной. Но от хорошего настроения не осталось и следа, когда начались заморочки в порту. Четверг, пятница, суббота... Правда, по соседству так же томились суда других флотов — тралфлота, «Мурманрыб- прома», колхозники, но от этого было не легче. Наконец груз растаможен, все проплачено, однако вот докеры... Лишь к вечеру начали раз гружать «Красное село», и вскоре рыбаки сно ва отправились на промысел. С облегчением, со счастьем ушли на каторжную свою работу в бурных водах, поскольку после встречи с «же ланным» берегом рыбацкие будни представля лись куда как более спокойными. — Почему же нынче, словно бы специаль но, все делается для того, чтобы вынудить ры баков брать курс на ту же, скажем, Норвегию, но только не в Россию? — вопрошает Анто нян. — И у кого повернется язык за это рыбака осудить? Если он в Норвегии рыбу за два часа сдаст без проблем, а у нас при самом лучшем раскладе будет кланяться и упрашивать в раз ных инстанциях принять груз несколько суток. Причем проблемы его начнутся задолго до при хода домой. Ему бы, бедолаге, рыбу где-нибудь в море сдать, на переходы времени да топлива не тратить, ан нет — все схвачено. Таможенны ми правилами перегрузка в 12-мильной зоне 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz