Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть пятая. Морские мили за кормой... (середина 1990-х—1996 год) их на свой баланс, требовал не менее 20 мил лиардов рублей. Составлялись новые бизнес- планы, один лучше другого. Менялась тариф ная политика в оплате отстоя судов у причалов. Не менее важной задачей было искоренение теневых поборов, которыми докеры облагали все без исключения рыбопромышленные фир мы. Говорилось в открытую, что, не получив «в лапу» 50 тысяч рублей наличкой за каждую тонну рыбы, бригады, как правило, саботировали вы грузку. Под любыми предлогами: кран сломан, сели аккумуляторы у погрузчика, есть срочная работа и т. п. С этим рэкетом надо было кончать. Рассматривали положение дел в порту и на совете директоров АО «Севрыба». Но что мог совет порекомендовать руководителям мор ского транспортного узла? Первым с присущей ему прямотой заявил об этом генеральный ди ректор Мурманского тралфлота Юрий Прутков: «Зачем я сюда пришел? Подписать ходатайство? Я готов. Обсуждаем беды наших предприятий? Мы их и так прекрасно знаем, тем более что у всех нас то же самое. На мой взгляд, то, о чем мы сегодня говорим, должно быть целостной программой бассейна». Председатель совета директоров «Севрыбы» гендиректор АО «Мур манская судоверфь» Владимир Храпов ответил: «Такую программу можно было успешно реали зовать, если бы мы были вместе. А мы разроз ненны». — Шли мы, шли к суверенитету, полнейшей независимости и по вертикали, и по горизонта ли, а пришли к печальному выводу: выжить по одиночке весьма проблематично, — напишет в своем комментарии к заседанию совета ди ректоров Инна Березюк. — Бассейн долгими десятилетиями строился именно комплексом, а не идеологическим содружеством. Да, подчи нялись приказам сверху, да, они, приказы, были далеко не всегда умными с точки зрения эконо мики. Но Северный бассейн, повторюсь, был комплексом, где каждый руководитель зависел от успешной работы коллектива партнера. Раз бежались... Насоздавали свои службы (сколько лишних, ненужных конкретному предприятию затрат!), свои плавмастерские, свои сетевязаль ные цеха, свой... В общем, все свое. Может быть, все было бы иначе в стране, давно окрепшей в капиталистическом способе производства, с четко очерченными законами. Чтобы те законы защищали, а не душили от ечественное производство. Да и «нутро» наших руководителей нельзя переменить в одночасье. Ну не может тот же Храпов вышвырнуть за во рота судоверфи свыше пятисот работниц, в услу гах которых сегодня предприятие не нуждается. Там, на Западе, ни у кого бы рука не дрогнула это сделать, а очень многим нашим «генералам» это кажется немыслимым: жалко людей, их де тей... Но это — частность. Главное же в том, что сегодня предприятия получили полную свободу умирать поодиночке. Апелляция к совету дирек торов — пустое дело. Об объединении поговаривают уже не пер вый год. Но сладость собственного всевластия за глушает боль одиночества. Да, тяжело. Но пойти в подчинение? О, нет! Да и на каком фундаменте теперь объединяться? Ясно, что краеугольным камнем должна быть собственность, финансы. То есть именно та структура, которую в свое вре мя предлагала «Севрыба»: финансово-промыш ленная группа, в подчинение которой будут пере даны лишь эффективно работающие основные фонды— лучшие суда, «пользующиеся спросом» цеха судоверфи и т. п. Да? Отдать новые суда, а самому остаться со старыми долгами?102 Правильно рассуждает журналист. Ведь по чему стали несостоятельными рыбный порт, су доверфь, рыбокомбинат? Да потому что корабли с рыбой перестали швартоваться у мурманских причалов, потому что партнерам тех же порто виков по рыбоперерабатывающему комплексу стало выгоднее направлять суда к норвежским берегам, развивать зарубежную экономику и, в частности, портовую инфраструктуру. Давай те в следующей главе нашего повествования рассмотрим эту проблему более детально. Почему треска не плывет в Мурманск Почему промысловые и транспортные суда мурманских флотов перестали приходить в порт приписки? На этот прямо поставленный вопрос 172
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz