Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Глава 6. Рыбный порт готовится к приватизации 5 миллиардов рублей убытка. Первый и второй районы преобразовались в единый погрузо- разгрузочный комплекс с соответствующими вспомогательными службами. Готовились к про даже по остаточной стоимости портопункт в Тю- ва-Губе, на металлолом — несколько списанных буксиров и танкеров, другая недвижимость. В целом от продаж хотели получить порядка двух миллиардов рублей. Руководство порта пыта лось сохранить всю инфраструктуру в пределах компактного транспортного узла, который в лю бых условиях будет способен выполнять свое предназначение. Приказы обсуждают и... отменяют Одновременно со структурной перестройкой порта шла борьба в «верхних эшелонах власти»: специалисты считали, что в центре несколько пе регнули палку с банкротством порта. И что Феде ральное управление превысило свои полномо чия, так как вопрос о несостоятельности порта в праве был вынести суд по искам кредиторов, но никак не ведомство. Да и коэффициент лик видности позволял порту балансировать на пла ву. Роскомрыболовство на правительственном уровне пыталось оставить Мурманскому рыб ному порту ранг государственного предприятия. И это удалось — весной 1996 года приватизация порта была отодвинута еще на год. Под надзо ром областного управления по несостоятель ности (банкротствам) портовики обязаны были улучшить технико-экономические показатели. Управляющим порта оставался В. В. Кусков. Узаконивались происшедшие в порту структур ные изменения. К вышеперечисленным от дельным структурам присоединился сольсклад, на базе плавмастерской было образовано су доремонтное АО «Аква-Кола-сервис». В состав порта вошла нефтебаза, отказались от акциони рования портофлота, ведь без собственных бук сиров не обойтись... Контрольные пакеты акций вычленявшихся акционерных обществ принад лежали порту. Как уже понял наш читатель, все это вре мя редакция «Рыбного Мурмана» держала руку на пульсе событий, происходящих как в порту, так и вокруг него. Отслеживалась вся возмож ная информация, поступающая от портовиков и рыбаков, из кабинетов областной администра ции и «Севрыбы», от депутатов и «ходоков» в Мо скву. Год, отпущенный порту для оздоровления финансового положения, истекал. Стабилиза ции, как таковой, не произошло. Теперь судьбу порта стали решать областные власти— терри ториальное управление по делам несостоятель ности, комитет по управлению имуществом, де партамент по рыболовству. Предлагалось отдать на откуп котельную, нефтебазу, содержание и развитие которых, по мнению представителя госимущества, порту не по карману. Надеять ся на рост объемов переработки рыбопродук ции не приходилось — норвежские бизнесме ны заявили, что готовы принимать не только мурманскую треску, но и обрабатывать сельдь с путассу на своих причалах. Как реально мож но было в таких условиях помочь нашим порто викам? Прежде всего, взять в муниципальную собственность ведомственный жилищный фонд, содержание которого обходилось в астроно мические суммы. Но до 1998 года городские власти этот вопрос рассматривать отказались. Не дали и льготного кредита на закупку топли ва для котельной. Областной бюджет был пуст. Не шла речь и о каких-либо на федеральном или местных уровнях дотациях, снижении нало га на имущество. Короче, спасение утопающих дело рук самих утопающих... А положение дел становилось все хуже и хуже. Порт с производственным потенциа лом до 3,5 миллионов тонн грузов, которые мог обработать за год (1,5 млн — генеральных, 2 — жидких нефтепродуктов), порт, в котором еще шесть лет назад по вариантам судно — ва гон, судно — холодильник была осуществлена перевалка 1 миллиона 300 тысяч тонн даров моря, — в этот порт за девять месяцев 1996 года поступило всего 217 тысяч тонн рыбопродукции. Кредиторская задолженность составляла уже 24 миллиарда рублей, в основном — неплатежи в бюджет и внебюджетные фонды. Из них только налог на землю «тянул» на 2,5 миллиарда, а ре монт объектов социальной сферы и жилья, без которого горадминистрация отказывалась брать 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz