Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть пятая. Морские мили за кормой... (середина 1990-Х-1996 год) — У меня была, есть и будет только одна цель: сохранить целостность рыбного порта, — заявля­ ет Валерий Васильевич. — Но раз принято та­ кое решение, мы уже не в праве говорить: хо­ тим — не хотим. Страшней другое. Как показала практика, во время приватизации происходят разные чудеса. Когда порт объявили неплатежеспособным, нас это здорово подхлестнуло. Разработали весьма приличный бизнес-план, улучшили фи­ нансовые результаты, ускорили процесс реор­ ганизации. И если порт сохранится как едини­ ца, а не расколется на много частей, то, думаю, ничего страшного не произойдет. Мы можем предлагать разные варианты, а Комитет по бан­ кротству скажет: это не подходит. Вот тогда будет беда. Когда все это заваривалось, нам говорили, мол, слишком большое предприятие, монстр. Управлять им сложно. Говорили, что порт уже не является специализированным, поскольку рыбопродукции поступает мало. Стало быть, это предприятие общего назначения. Но оттого, что состоится приватизация, ничего не изменит­ ся: как жили, так и будем жить. Если будут гру­ зы — будут и деньги. — И как же все это будет происходить: АО «1-й грузовой район», АО «Энергохозяй­ ство»? — спрашивает наш корреспондент Инна Березюк. — Вот этого я и боюсь, — признается Ку­ сков. — Это вариант, по которому пошел наш рыбокомбинат. Даже хуже. Там завод — за­ конченный технологический цикл от приемки сырья до выхода готовой продукции. А что та­ кое, например, первый грузовой район? Он же не сможет работать без энергохозяйства, без железнодорожной службы и т. д. У нас настолько все взаимосвязано, настолько все зависят друг от друга, что раздел будет крахом. Нельзя рушить общую технологическую схему порта. Приятный для меня факт: я разговаривал с руководителя­ ми подразделений, и ни от одного не услышал пожелания отделиться. Понимают, что поодиноч­ ке погибнут. — Вы упомянули реорганизацию порта. Это что? — Когда-то оба грузовых района были очень загружены, а каждый район сам по масштабам как отдельный порт. Сейчас основная тяжесть переместилась во второй район, где расположе­ ны все холодильники. Поэтому мы районы объ­ единим, будет одна администрация, произойдет большое сокращение, особенно управленческо­ го персонала. Кстати, из былых 6200 работни­ ков порта ныне осталось около 3000. — Если вы сохраните целостность порта, вся приватизация, получается, только в смене выве­ ски? — А что изменилось с приватизацией на фло­ тах? Стали лучше работать? И мы не ждем ни­ каких кардинальных изменений. Как смогу, но буду отстаивать целостность порта. — А торговый порт, приватизировавшись, сейчас продает свои акции по полтораста тысяч... — А кто купит акции? Нашим флотоводцам сейчас не до них. Значит, коммерческие структу­ ры. Хозяином порта станет не Комитет по рыбо­ ловству, а не знаю кто... О роли нефтебазы пока говорить сложно. Можно ее приватизировать в составе порта, можно порту выступить в каче­ стве ее учредителя своими основными фондами. Есть и другие варианты. Если нефтебаза выде­ лится как самостоятельное предприятие, то важ­ но только, в чьи руки она попадет. Насколько бу­ дут учтены интересы рыбаков, кому станут там отдавать предпочтение. Пока нефтебаза аренду­ ет у нас основные фонды. К переменам, каки­ ми бы они ни были, мы готовы.101 И эти перемены стали происходить. К концу 1995 года в порту вовсю шла структурная пере­ стройка. На территории бывшей Угольной базы создали АО «Транс-терминал», куда порт вошел частью основных фондов. Среди других учре­ дителей — различные транспортно-экспедитор- ские организации. Новая коммерческая фирма, по идее ее основателей, должна будет обеспе­ чить строительство и техническое оснащение нового контейнерного терминала, способного принимать любые генеральные грузы. В эконо­ мически самостоятельное подразделение выде­ лялся портофлот, в списочном составе которого было около пяти десятков судов. Выделялся, не­ смотря на то, что с начала года он принес почти 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz