Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть пятая. Морские мили за кормой... (середина 1990-х— 1996 год) — Скажу так: «Вы помните, как накануне 60-летия порта я сказал, что наступят лучшие времена? Вот они и наступили».97 Да, и на старуху бывает проруха. Ну не ожи­ дал, никак не ожидал многоопытный начальник порта, что уже через несколько месяцев его предприятие объявят банкротом. — В новый 1995 год вошли без особого стра­ ха, хотя и в тяжелом финансовом положении. Образно говоря, задушили налоги, — рассказы­ вает В. В. Кусков. — Кроме того, если со всеми долгами мы в основном рассчитались, то за услуги «Водоканала» и «Колэнерго» еще продол­ жаем расплачиваться. Финансовое положение у порта действительно было аховым. Но мы же не прекращали работать и развиваться. Что такое объявить предприятие банкротом? Существует коэффициент ликвидности, макси­ мальная величина которого 2. Если коэффици­ ент ниже двойки, предприятие можно объявлять банкротом, если выше — нельзя. У нас же в про­ шлом году коэффициент ликвидности был 1,1. Но пошли на это осознанно. Потому что поми­ мо оказания услуг мы не прекращали развитие нашего производства. Строили Угольную базу, котельную, цех по ремонту судов портофлота. Перед нами стояла дилемма: либо идти на этот коэффициент 2, а, значит, свернуть все строи­ тельство, либо продолжать развиваться. Мы вы­ брали второй путь. Считаю, что со временем мы этот коэффициент поднимем до нужного уровня и уйдем от угрозы банкротства. Почему нас объявили неплатежеспособны­ ми, до сих пор не пойму. За февраль мы запла­ тили налогов пять миллиардов рублей, за кре­ дит проценты 300 миллионов, рассчитались с мелкими долгами. Движение финансов идет. У нас ежесуточно до трехсот миллионов в обо­ роте. О какой же неплатежеспособности можно говорить? Мы произвели сокращение штатов, реконструировали портовое хозяйство. Боль­ шую часть грузооборота сейчас пускаем через второй район. Зедь железнодорожные тарифы настолько велики, что грузополучатели предпо­ читают вывозить продукцию автомашинами. А первый район отдаем для отстоя и снабжения судов. Что нужно для того, чтобы мы не стали бан­ кротами? Просто дайте нам работать. И в этом случае мы от банкротства уйдем. Нам сейчас не нужны ни инвестиции, ни льготные кредиты, а только грузы. Будут грузы, вопрос о банкрот­ стве отпадет сам собой. У нас немало разработок, которые могут по­ мочь выжить. Два фактора мешают воплотить их в жизнь: огромные железнодорожные тари­ фы и пошлины таможни. В связи с этим оборот на внешний рынок упал, и мы с большим трудом находим грузы. Взялись за отгрузку меди, воль­ фрама, никеля. Собираемся обрабатывать лес, японцы через нас ведут поставки труб на внеш­ ний рынок... Рыбный порт является связующим звеном для всех предприятий рыбной промыш­ ленности. И если порт объявить банкротом, пу­ стить, образно говоря, с молотка, это окажет крайне неблагоприятное воздействие на судьбу многих предприятий.98 Как бы принимая эстафетную палочку у ру­ ководителя, в бой за родное предприятие бро­ сается первый заместитель начальника порта П. П. Бутусов.99 Он уже более эмоционально и, можно сказать, задиристо отстаивает свою позицию, заявляя, что «россказни на обыватель­ ском уровне не имеют ничего общего с нашим истинным экономическим положением». — Позвольте, Петр Павлович, дыма без огня не бывает. Должна же быть побудительная при­ чина для подобных пересудов? — ведет интер­ вью рассудительный Леонид Павлов. — Лукавить не стану, она есть, — отвечает Бутусов. — По чисто формальному поводу фе­ деральное управление по несостоятельности (банкротствам) запросило нашу отчетность о фи­ нансово-хозяйственной деятельности. Автомати­ чески мы попали под маховик бюрократической машины. Пошли придирки. Наш показатель, что грузооборот порта упал на 60 процентов, подкре­ пили выводом — мало, мол, обрабатываем судов с рыбопродукцией, а внедряем не свойственные профилю технологии (речь идет о генеральных грузах), и вообще медленно входим в рынок, ну и т. п. Потребовали бизнес-план на перспек­ тиву. На днях Москва вынесла окончательный вердикт. Для стабилизации ситуации отпущен год. 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz