Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть пятая. Морские мили за кормой... (середина 1990-х—1996 год) из четырех звеньев, каждое из которых работа­ ет один день в неделю, сменяя другое. Таким образом, перманентно в цехе находится одно звено из восьми человек. Заказы не поступают, фабрика потонула в долгах, зарплата не выпла­ чивается или выплачиваются гроши из-за по­ стоянных простоев. Попытка «крутиться» тоже не принесла успеха: пока искали покупателей на рыбу, полученную от тралового флота в каче­ стве оплаты, пока поступили средства — прош­ ли месяцы, деньги успели обесцениться, и вся работа пошла крахом. Сменяющие друг друга этапы эволюции про­ изводства складываются в далеко не радостную картину. Поначалу руководство не верило в жиз­ неспособность фабрики, покуда та будет оста­ ваться государственной собственностью. Соз­ давая СП, разве что золотых лаптей не обещали. Не сбылось. Потом все блага жизни стали свя­ зывать с акционированием, и тоже прогорели. Теперь ждать банкротства? Затея побеседовать с рабочими обернулась чуть ли не митингом. На меня выплескивался бурный речевой поток, экспрессивно окрашенный сложными выраже­ ниями, гулявшими еще до крещения Руси. Загру­ женность бытовыми проблемами, ожидаемое сокращение— самые будоражащие моменты. И я совсем потерялась в глупых вопросах. Кому нужно создавать видимость работы, не принося­ щей результатов? Почему полностью сохранился инженерно-технический аппарат и продолжает удивлять своей ежедневной занятостью, если большую часть рабочих уволили за ненадобно­ стью? На предприятиях какой еще страны допу­ стимо, чтобы на каждого рабочего содержался один служащий? И, наконец, если человек рабо­ тает один день в неделю и ему за это почти ни­ чего не платят, то что это — постперестроечный субботник?94 Более оптимистичный тон выбрал наш кор­ респондент Леонид Павлов, встретившись с ру­ ководителем ФОЛ Р. Кулахметовым.95 — По словам генерального директора, са­ мый тяжелый период выживания пройден, — пи­ шет автор, который за десятилетия работы в мурманской журналистке успел собаку съесть на производственных «сюжетах». — Начинается подъем. Фабрика упрямо борется за свое место в рыночном пространстве. Сейчас взаимодействие с флотами строится на иной основе, чем раньше. Флоты представля­ ют свои чертежи, исходные материалы, иногда купленные за рубежом. Фабрика выдает готовое изделие. При сборке нового трала может при­ сутствовать мастер добычи... Фабрика, пожалуй, единственное предприятие Мурманска, которое сохранило в целости отдел технического контро­ ля. Мастерицы-сетевязы, а большинство имеет стаж двадцать и более лет, на всех операциях качество соблюдают неукоснительно. — Что в перспективе? — переспрашивает меня генеральный директор ФОЛ Ринат Кулах- метов. — Может, вместе с финнами еще будем производить колготки. Думаем...96 Вот вам два журналистских взгляда на одну и ту же тему. Никаких определенных заказов на эти материалы не было. Просто настрой у авторов был разный. Один довольно-таки та­ лантливо, но при этом устало-боязливо лишь поверхностно очертил круг проблем, второй профессионально и четко, тоже устав от безыс­ ходности, оптимистично ищет позитив даже там, где его нет. Павлову хватило ума и репортерско­ го чутья не комментировать слова директора на­ счет колготок. Помните старую восточную сказку по царя: что бы царь ни говорил, а ослиные уши все равно торчат. Так и здесь. Эти «уши-колгот­ ки», как мне кажется, перечеркивают весь наи­ гранный оптимизм руководителя. Уверен в од­ ном — и Предеина, и Павлов были правдивы и искренни, готовя к печати свои материалы. Глава б. РЫБНЫЙ ПОРТ ГОТОВИТСЯ К ПРИВАТИЗАЦИИ Состоятельный банкрот? Летом 1994 года праздновал 60-летие ровес­ ник нашей газеты Мурманский морской рыбный порт. С распадом СССР у России осталось не так много крупных морских транспортных комплек­ 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz