Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Часть пятая. Морские мили за кормой... (середина 1990-х—1996 год) из четырех звеньев, каждое из которых работа ет один день в неделю, сменяя другое. Таким образом, перманентно в цехе находится одно звено из восьми человек. Заказы не поступают, фабрика потонула в долгах, зарплата не выпла чивается или выплачиваются гроши из-за по стоянных простоев. Попытка «крутиться» тоже не принесла успеха: пока искали покупателей на рыбу, полученную от тралового флота в каче стве оплаты, пока поступили средства — прош ли месяцы, деньги успели обесцениться, и вся работа пошла крахом. Сменяющие друг друга этапы эволюции про изводства складываются в далеко не радостную картину. Поначалу руководство не верило в жиз неспособность фабрики, покуда та будет оста ваться государственной собственностью. Соз давая СП, разве что золотых лаптей не обещали. Не сбылось. Потом все блага жизни стали свя зывать с акционированием, и тоже прогорели. Теперь ждать банкротства? Затея побеседовать с рабочими обернулась чуть ли не митингом. На меня выплескивался бурный речевой поток, экспрессивно окрашенный сложными выраже ниями, гулявшими еще до крещения Руси. Загру женность бытовыми проблемами, ожидаемое сокращение— самые будоражащие моменты. И я совсем потерялась в глупых вопросах. Кому нужно создавать видимость работы, не принося щей результатов? Почему полностью сохранился инженерно-технический аппарат и продолжает удивлять своей ежедневной занятостью, если большую часть рабочих уволили за ненадобно стью? На предприятиях какой еще страны допу стимо, чтобы на каждого рабочего содержался один служащий? И, наконец, если человек рабо тает один день в неделю и ему за это почти ни чего не платят, то что это — постперестроечный субботник?94 Более оптимистичный тон выбрал наш кор респондент Леонид Павлов, встретившись с ру ководителем ФОЛ Р. Кулахметовым.95 — По словам генерального директора, са мый тяжелый период выживания пройден, — пи шет автор, который за десятилетия работы в мурманской журналистке успел собаку съесть на производственных «сюжетах». — Начинается подъем. Фабрика упрямо борется за свое место в рыночном пространстве. Сейчас взаимодействие с флотами строится на иной основе, чем раньше. Флоты представля ют свои чертежи, исходные материалы, иногда купленные за рубежом. Фабрика выдает готовое изделие. При сборке нового трала может при сутствовать мастер добычи... Фабрика, пожалуй, единственное предприятие Мурманска, которое сохранило в целости отдел технического контро ля. Мастерицы-сетевязы, а большинство имеет стаж двадцать и более лет, на всех операциях качество соблюдают неукоснительно. — Что в перспективе? — переспрашивает меня генеральный директор ФОЛ Ринат Кулах- метов. — Может, вместе с финнами еще будем производить колготки. Думаем...96 Вот вам два журналистских взгляда на одну и ту же тему. Никаких определенных заказов на эти материалы не было. Просто настрой у авторов был разный. Один довольно-таки та лантливо, но при этом устало-боязливо лишь поверхностно очертил круг проблем, второй профессионально и четко, тоже устав от безыс ходности, оптимистично ищет позитив даже там, где его нет. Павлову хватило ума и репортерско го чутья не комментировать слова директора на счет колготок. Помните старую восточную сказку по царя: что бы царь ни говорил, а ослиные уши все равно торчат. Так и здесь. Эти «уши-колгот ки», как мне кажется, перечеркивают весь наи гранный оптимизм руководителя. Уверен в од ном — и Предеина, и Павлов были правдивы и искренни, готовя к печати свои материалы. Глава б. РЫБНЫЙ ПОРТ ГОТОВИТСЯ К ПРИВАТИЗАЦИИ Состоятельный банкрот? Летом 1994 года праздновал 60-летие ровес ник нашей газеты Мурманский морской рыбный порт. С распадом СССР у России осталось не так много крупных морских транспортных комплек 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz