Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Глава 3. До банкротства дожили. Что дальше? Трудно пришлось Виталию Дмитриевичу Де­ мяненко на родном Севере. Пожалуй потруднее, чем в далекой Африке. За три года государство выпустило из своих рук бразды правления. И те, кто их подобрал, не хотели просто так отдавать власть. А значит, деньги. Шла беспощадная под­ коверная борьба, которую вели как минимум четыре силы: Роскомрыболовство, «Севрыба», область и флотоводцы (последние были каждый за себя, молчаливо наблюдая за перемещени­ ем противников и выбирая сильнейшего, чтобы, объединившись с ним, остаться на плаву). Не Де­ мяненко был основным игроком от Мурманской области. Слишком значимой была цена победы или проигрыша, чтобы положиться на профес­ сионализм и репутацию бывшего «африкан­ ца». Да и давно уже эта борьба шла без правил, потому-то и побеждал не правый, а сильный. Поэтапная перестройка Региональную политику в рыбацких делах озвучил глава администрации Мурманской об­ ласти Е. Б. Комаров, выступив на уже упомяну­ той выше научно-практической конференции с большим докладом. В 1994 году рыбная от­ расль все еще занимала ведущее место в на­ родном хозяйстве Кольского края. На ее долю приходилось 22 процента общеобластного объ­ ема производства. В Мурманске были сосредо­ точены основные производственные мощности и почти вся инфраструктура рыбной отрасли Северного региона. А если учесть, что около 90 процентов городского и солидная часть об­ ластного бюджетов пополнялись за счет пред­ приятий рыбной промышленности, станут оче­ видными та заинтересованность и внимание, которое уделяло администрация области к судь­ бе рыбного Мурмана. Хотя если несколько сни­ зить пафос этих деклараций, то можно сказать проще: область, в первую очередь в лице ее гла­ вы Евгения Борисовича Комарова, пыталась до­ биться права распределять промысловую квоту, то есть отечественные сырьевые ресурсы. И та­ ким образом перехватить вожжи управления приватизированными предприятиями Север­ ного бассейна, потеснив Роскомрыболовство и вытеснив «Севрыбу». Направить денежный рыбный поток к родным берегам и областным закромам. По большому счету ничего зазорно­ криминального в этом нет. Что же предлагал Е. Б. Комаров? Ссылаясь на мнение специалистов, он отдавал приори­ тет перестройке рыбоперерабатывающей базы в местах базирования флота и потребления продукции, а также оснащению ее новейшими технологиями для производства товаров, удов­ летворяющих спрос потребителей по качеству и ассортименту. (Как ни смешно это покажется, но ведь на деле так и произошло: в местах ба­ зирования российского флота выросла мощная рыбоперерабатывающая база. Только вот вме­ сто Мурманска «местом базирования» оказался норвежский Киркенес). Глава обладминистрации считал, что наря­ ду с перерабатывающими мощностями необ­ ходимо создавать эффективную рыночную ин­ фраструктуру оптовой торговли рыботоварами как на внутреннем, так и на внешнем рынках, своего рода торговый центр, который полно­ стью освободит производителей от забот по ре­ ализации продукции. Если говорить о замене флота, то она должна осуществляться не только за счет приобретения траулеров за рубежом, но и путем отечественного судостроения. То есть схема структурной перестройки производства в рыбной отрасли в контексте региональной по­ литики прежде всего предлагала в полной мере использовать существующую материально-тех­ ническую базу как бывшего рыбокомбината, так и судоверфи. — Успех перевода рыбной отрасли на ры­ ночные отношения во многом зависит от взаи­ модействия между Роскомрыболовством и ад­ министрациями регионов,— заявил с трибуны конференции Е. Б. Комаров. И подчеркнул: — Бо­ лее того, от позиций и взаимопонимания этих государственных структур практически зависит судьба рыбной отрасли. Комитету следовало бы делить квоты не между потребителями, как это делается сейчас, а между регионами, но жестко контролировать правильность их использования. Управление региональной промысловой квотой должно осуществляться на местах без какого-либо 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz