Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.
Глава 3. До банкротства дожили. Что дальше? за последние три года промысловый флот прак тически не пополнялся судами из новостроя, а списано и продано было более 80-ти судов, в основном крупнотоннажных. При сохранении такой тенденции, исходя из нормативного срока службы, практически весь промысловый флот бывших госпредприятий «Севрыбы» будет спи сан к 2005 году. Таким образом, рыбодобыва ющая промышленность на Северном бассейне прекратит свое существование. Что же делать, как выходить из кризиса? Ру ководители предприятий, каждый в своем кол лективе, решали тактические задачи выживания, управленцы «Севрыбы» пытались найти реше ние на уровне всего бассейна. И те и другие понимали, что без государственной поддержки остановить кризисные тенденции невозможно. Столоначальники в Роскомрыболовстве тактич но «переводили стрелки» на правительство. При этом и первые, и вторые, и третьи ни в коем слу чае не хотели терять своих директорских кресел. Активы и пассивы (В. Ф. Корельский) В одном из последних номеров 1994 года «Рыбный Мурман» опубликовал выступление председателя Комитета РФ по рыболовству В. Ф. Корельского46 на пресс-конференции, по священной основным направлениям структур ной перестройки рыбной отрасли в условиях становления рыночных отношений. — Я считаю, что сегодня мы уже прошли все стадии реформирования: и общегосудар ственные, и общеэкономические, и собствен ные специфические,— заявил «главный рыбак» страны.— Общеэкономические реформы осо бенно болезненно выразились в «равнодушии к терпящим бедствие рыбакам». Последствия специфической реформы таковы, что нам при ходится уходить из продуктивных, но удаленных районов Мирового океана. Мощные рыбопро мысловые, океанические суда, которые в недав нем прошлом обеспечивали почти 60 процентов добычи, оказались экономически нерентабель ными и вынуждены стоять у причала ввиду того, что стоимость топлива непомерно высокая, а обещанная правительством 30-процентная дотация на него оказалась не более чем обе щанием. А возьмите те же самые налоги: разве мыслимо уплачивать с каждого рубля прибыли от 90 до 95 копеек налогов. Так материальное производство никогда не станет расширенным воспроизводством. Далее. Можно ли считать банкротами рыбо хозяйственные предприятия, имеющие низкие коэффициенты ликвидности, когда основным не плательщиком является само государство? Мне кажется, что основой реформирования должны быть именно эти вопросы. Пусть государство рассчитается с нами за поставки рыбопродук ции в Федеральный фонд, а мы уже рассчитаем ся с теми, кому мы должны, например, за топли во или материально-технические ресурсы. Итак, заканчивается третий год радикальных экономических реформ. В народном хозяйстве и ее рыбном хозяйстве продолжается инфляция, спад производства и непрерывные поиски вы хода из кризиса. Мы у себя в отрасли решили подбить первые итоги. Что же фактически мы имеем на сегодняшний день? В активе рыбо ловства России: — с потерями, но мы сохранили природный, производственный и трудовой потенциалы, раз вала в отрасли нет. Мы уверены, что в основном самостоятельно будем выбираться из кризиса, но нам нужна и поддержка государства — рыбо ловство во всем мире не существует без такой поддержки; — в отрасли отсутствует массовая безработи ца — численность официально зарегистрирован ных безработных среди рыбаков не превышает 0,5—0,7 процента; — повсеместно внедрены и осваиваются методы рыночного управления отраслью. Акци онированные, частные, смешанные и государ ственные предприятия и организации в целом научились прокладывать курс в штормовых мо рях мирового и отечественного рынка; — инфляция, издержек в отрасли больше, чем в целом по агропромышленному комплексу; — сложилась рыночная инфраструктура от расли: биржи, банки, торговые дома, страховые компании; 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz