Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть пятая. Морские мили за кормой... (середина 1990-Х-1996 год) поддержать. Хотя, знаю, многие не согласны с ней, боятся... А чего бояться-то? А действительно, чего? — повторим вопрос вслед за будущим председателем Комитета по рыболовству РФ. К подобной революцион­ ной перестройке, которая влекла за собой по­ терю насиженных директорских кресел, наши «рыбные генералы» были не готовы. Они уже пообтерлись, свыклись с сиюминутными про­ блемами. Поняли, что каждый умирает в оди­ ночку, а пока живешь — нечего лезть на рожон. Уж лучше синица в руке, чем журавль в небе. Или руководители предприятий не понимали сложности создавшегося положения, видели все в розовом свете? Вряд ли. О проблемах рыба­ ков говорилось очень много и на различных уровнях. Попробуем в очередной главе нашего повествования еще раз с цифрами и фактами в руках очертить эти проблемы. Глава 3. ДО БАНКРОТСТВА ДОЖИЛИ. ЧТО ДАЛЬШЕ? Коэффициенты ликвидности Летом 1994 года в Федеральное управление по делам несостоятельности (банкротству) при Госкомитете по управлению государственным имуществом была представлена справка, подго­ товленная в недрах Комитета по рыболовству РФ. Проведя анализ коэффициента текущей ликвид­ ности (а был и такой!) предприятий рыбной отрас­ ли Мурманской области, столичные столоначаль­ ники пришли к мнению, что Мурманский рыбный порт, «Севрыбпромразведка», «Мурманрыбпром», Кандалакшский опытно-механический завод, Мурманский тралфлот, «Севрыбхолодфлот» имеют структуру баланса неудовлетворительную, пред­ приятия неплатежеспособны и финансово несо­ стоятельны. Кредиторская задолженность пре­ вышает дебиторскую у тралфлота на 16 млрд рублей44 (18%), у «Мурманрыбпрома» на 31 млрд рублей (52%), у «Севрыбхолодфлота» на 30 млрд рублей (48%). Недостаток собствен­ ных оборотных средств у тралфлота 11,7 млрд рублей, у «Мурманрыбпрома» 22,1 млрд рублей, у «Севрыбхолодфлота» 8 млрд рублей. Задолжен­ ность по зарплате: тралфлот — 3,2 млрд рублей, «Мурманрыбпром» — 3,4 млрд рублей, «Севрыб­ холодфлот» — 7,5 млрд рублей. Рентабельность реализованной продукции: тралфлот— 15%, «Мурманрыбпром» — 3,2 %, «Севрыбхолодфлот» — 11,4%. Платежи по прибыли в бюджет составили у тралфлота 45,2 %, у «Мурманрыбпрома» 37,4 %, у «Севрыбхолодфлота» 105,6%. Спад производ­ ства продолжается.45 Эти цифры говорят о том, что коэффициен­ ты вероятности банкротства наших флотов зна­ чительно ниже предельного показателя. У пред­ приятий отсутствуют источники формирования собственных оборотных средств, прибыль, оста­ ющаяся в распоряжении флотов, практически вся уходит на экономические санкции, вы­ званные неплатежеспособностью. Общая сум­ ма неплатежей по предприятиям рыбной про­ мышленности области достигла к концу августа 1994 года 108 млрд рублей, в том числе по на­ логам в бюджет — 42,7 млрд, в пенсионный фонд— 18,3 млрд, просроченным процентам за кредит — более 10 млрд рублей. Расчетные счета заблокированы платежами в бюджет. Пени за просрочку платежей достигают десятков миллиардов рублей. Еще в более бедственном положении, чем флоты, находились береговые рыбообрабаты­ вающие предприятия. У них не было сырьевых ресурсов и финансовых средств для их приоб­ ретения. Производственные мощности в основ­ ном бездействовали. Не выпускались копченые, сушено-вяленые и кулинарные изделия. Проста­ ивали универсальные импортные и отечествен­ ные технологические линии. Бедственное по­ ложение усугубляла непродуманная налоговая политика, которая поставила производителя на грань разорения. Плюс к тому постоянно по­ вышающиеся цены на топливо и энергоносите­ ли, а также на железнодорожные перевозки... Анализ общего состояния и тенденций в рыбной промышленности Северного бассей­ на показывал, что она неуклонно и четко шла к банкротству и самоликвидации. Сокращались объемы вылова и производства рыбопродукции, 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz