Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 2, ч. 4-7 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 476, [1] с. : ил.

Часть пятая. Морские мили за кормой... (середина 1990-х—1996 год) заключается в том, чтобы создать такое предпри­ ятие. Необходимо сделать все, чтобы это пред­ приятие было свободно от груза тех неразре­ шимых проблем, которые практически сковали сегодня деятельность наших флотов. Необходимо построить его деятельность на новых условиях, как организационных, так и финансовых. Необ­ ходимо оказывать различного рода поддержку, в том числе и государственную, именно этому предприятию, поскольку только в нем наше бу­ дущее. Главной же целью при его работе должна стать реализация инвестиционной программы и создание новой рыбной промышленности.36 Вот, оказывается, как далеко и глубоко смо­ трел Георгий Васильевич, ратуя за финансово­ промышленную группу! Кроме всего прочего при проведении подобной реорганизации пред­ приятия могли уйти от долговой ямы, объеди­ нив эффективно работающие производства под крышей нового предприятия. А пустую оболочку с прежним названием завода-флота и с прежни­ ми его долгами как кость бросить налоговикам и кредиторам. На уровне отдельных предпри­ ятий этот вполне легальный маневр совершался много раз. Но на уровне всего бассейна... б) панорама мнений В. В. Кусков37, начальник Мурманского мор­ ского рыбного порта: — За последние два года грузооборот порта снизился вдвое. А дефицит причальных линий остался и даже увеличился, поскольку суда стоят месяцами, превращаясь в склады и торговые лавки. Стало быть, судовладельцам необходимо определить, сколько судов все-таки им надо, и от­ править их в море. И еще: если раньше в порту стояли суда восьми флотов, то теперь базируют­ ся суда почти 500 предприятий. Мы строим ра­ боту со всеми на договорных условиях. Что ка­ сается финансирования, то должны выделяться государственные средства, например, за счет льготного кредитования. Ведь основные фонды порта — государственная собственность. В. Е. Храпов38, генеральный директор АО «Мур­ манская судоверфь»: — Считаю необходимым произвести структур­ ную перестройку судоремонтного производства, создание перегрузочного комплекса на базе высвободившихся причалов, передачу в арен­ ду тысячи метров наших причалов. Кроме того, предполагаем вывести из эксплуатации на год- два плавдок и слип, законсервировать половину имеющегося оборудования. При этом ограни­ чить новое производство, комплексное обслу­ живание судов... Нельзя дальше смотреть, как разваливаются отечественные судоремонтные предприятия, как, имея выпущенной продукции на 6 миллиардов рублей, мы 4 месяца не полу­ чаем зарплату. A. А. Панченко39, кандидат экономических наук (Мурманская академия рыбного флота): — Я призываю не скупиться и поддержать высшую школу, ибо там — ваше будущее. Мы сохраняем систему морской подготовки, так как мы — оптимисты и считаем, что рыбная отрасль — самая устойчивая. Но, замечу, при разрозненной работе неизмеримо возрастает удельный вес неэффективно используемых ре­ сурсов. В современных условиях главное — со­ гласованность, а не отчуждение. B. А. Несветов40, генеральный директор СП «Арктик-Салмон»: — В докладах очень мало уделено внимания, проблемам рыбоводства. Однако потенциаль­ ные возможности Северного региона в выра­ щивании лососевых рыб — до 100 тысяч тонн. Это 60 процентов общей прибыли всей «Сев- рыбы». Единственная трудность — обеспечение кормом для рыб. И еще. Желающих занимать­ ся рыбоводством очень много. Но для получе­ ния разрешения каждому надо ехать в Москву и обивать «высокие» пороги, выпрашивая это позволение. В Мурманской области 107 тысяч озер, в Карелии их — 62 тысячи. Мы же исполь­ зуем лишь 15 процентов возможностей. Призы­ ваю флоты к сотрудничеству, ибо дело это нуж­ ное и выгодное. Ю. В. Макаров41, председатель обкома про­ фсоюза работников рыбного хозяйства: — Около 60 тысяч тонн рыбопродукции лежат нереализованные, а за труд рыбаков платить нечем. Рассчитывая, видимо, на бесконечный запас терпения трудящихся, правительство про­ должает странную политику, за которую распла­ 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz