Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) Мурмана. Хотя не всегда этот разговор был кон­ структивным, не всегда учитывались интересы всех коллективов Северного бассейна. Отдель­ ные авторы грешили бездоказательностью, де­ кларативностью, пытались вновь перетянуть одеяло на себя, оголив так и не решенные об­ щие проблемы. Впрочем, предоставим слово самим участникам разгоревшейся на страни­ цах «Рыбного Мурмана» дискуссии. — Сейчас все согласны с тем, что структура управления рыбной промышленностью в регио­ не не только устарела, но и становится тормозом для дальнейшего развития, —пишет первый по­ мощник капитана Мурманского тралового флота Д. Мельников. —Накопившиеся в течение деся­ тилетий противоречия между предприятиями мешают всем, и для их разрешения необходима перестройка управления. Но предлагаемая схе­ ма не снимает этих противоречий. Посмотрим за ее пределы: кроме объединенного флота (ОФ) за бортом остаются Архангельский и Ка­ рельский добывающие флоты, колхозные суда. Кто их будет обслуживать? Ведь объединенный флот будет стремиться в первую очередь решить свои задачи, а остальным даст по принципу: «На тебе, Боже, что мне не гоже»! Следовательно, и транспортники, и промразведка должны будут удовлетворять потребности и других предпри­ ятий, и подчас в ущерб ОФ! Какой руководитель потерпит такое? Значит, и «Севрыбхолодфлот», и «Севрыбпромразведка» должны быть самосто­ ятельны? А как же с объединением? Как видите, для объединения флотов одного желания (и даже приказа ВРПО) мало. Нужна экономическая за­ интересованность всех подразделений.110 Более категоричен в своих выводах заме­ ститель начальника службы эксплуатации управ­ ления «Севрыбхолодфлот» И. Шарагов: — Углубление специализации производ­ ства, его концентрация, усиление договорных обязательств, взаимоувязывание личных ин­ тересов работников с общественными, —все это и должно стать альфой и омегой будущих производственных отношений. Да, это трудно. Мы еще не научились отлаживать свои отно­ шения, исходя из экономической взаимовы- годы каждого партнера. В то же время следует особо подчеркнуть, что предприятия, входящие в состав ГПО, сохраняют свою хозрасчетную самостоятельность. Руководители Минрыбхоза и «Севрыбы» предлагают же нам совсем иное: масштабные, разнородные по своей деятельно­ сти предприятия объединить и тем самым уйти от договоров, развития специализации, в конце концов —от хозрасчета... Самостоятельность пока что остается на словах и бумаге. «Друзья»- партнеры продолжают диктовать такие условия работы, которые связывают нас по рукам и но­ гам. Возьмем, к примеру, столь важный процесс, как стоянка в порту, своевременность, качество обработки судов. Сейчас мы не можем в доста­ точной степени воздействовать на портовиков, которые не всегда эффективно обрабатыва­ ют наши корабли. Значит, целесообразно соз­ дать производственное объединение, включив в структуру порта транспортный флот, но сохра­ нив его самостоятельность. По такому же прин­ ципу следует вести концентрацию коллективов, участвующих в процессе прогнозирования, до­ бычи, обработки, но только на добровольной ос­ нове с учетом мнения трудовых коллективов.111 «С учетом мнения трудовых коллективов» написали в газету секретарь парткома Ю. Кон­ стантинов и председатель совета трудового кол­ лектива объединения «Мурманрыбпром» А. Аба­ кумов. Обобщив мнения 38-ми экипажей флота, они пришли к выводу, что суть большинства предложений сводится к следующему: — Необходимо дать самостоятельность пред­ приятиям. Основой должен быть добывающий флот, главное звено которого —экипаж. Хозрас­ чет исключает существование ВРПО «Севрыба» или другого промежуточного звена. На базе «Мурманрыбпрома» и тралового флота создают­ ся два объединения, которым пропорционально передаются суда «Севрыбхолодфлота» и пере­ рабатывающая база на берегу. Все связи с дру­ гими предприятиями осуществляются на до­ говорной основе. Флоты имеют прямые связи с Минрыбхозом и инофирмами. Министерство решает только стратегические вопросы, опе­ ративные —совет директоров объединений и предприятий, который создается при гориспол­ коме...112 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz