Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) Мурмана. Хотя не всегда этот разговор был кон структивным, не всегда учитывались интересы всех коллективов Северного бассейна. Отдель ные авторы грешили бездоказательностью, де кларативностью, пытались вновь перетянуть одеяло на себя, оголив так и не решенные об щие проблемы. Впрочем, предоставим слово самим участникам разгоревшейся на страни цах «Рыбного Мурмана» дискуссии. — Сейчас все согласны с тем, что структура управления рыбной промышленностью в регио не не только устарела, но и становится тормозом для дальнейшего развития, —пишет первый по мощник капитана Мурманского тралового флота Д. Мельников. —Накопившиеся в течение деся тилетий противоречия между предприятиями мешают всем, и для их разрешения необходима перестройка управления. Но предлагаемая схе ма не снимает этих противоречий. Посмотрим за ее пределы: кроме объединенного флота (ОФ) за бортом остаются Архангельский и Ка рельский добывающие флоты, колхозные суда. Кто их будет обслуживать? Ведь объединенный флот будет стремиться в первую очередь решить свои задачи, а остальным даст по принципу: «На тебе, Боже, что мне не гоже»! Следовательно, и транспортники, и промразведка должны будут удовлетворять потребности и других предпри ятий, и подчас в ущерб ОФ! Какой руководитель потерпит такое? Значит, и «Севрыбхолодфлот», и «Севрыбпромразведка» должны быть самосто ятельны? А как же с объединением? Как видите, для объединения флотов одного желания (и даже приказа ВРПО) мало. Нужна экономическая за интересованность всех подразделений.110 Более категоричен в своих выводах заме ститель начальника службы эксплуатации управ ления «Севрыбхолодфлот» И. Шарагов: — Углубление специализации производ ства, его концентрация, усиление договорных обязательств, взаимоувязывание личных ин тересов работников с общественными, —все это и должно стать альфой и омегой будущих производственных отношений. Да, это трудно. Мы еще не научились отлаживать свои отно шения, исходя из экономической взаимовы- годы каждого партнера. В то же время следует особо подчеркнуть, что предприятия, входящие в состав ГПО, сохраняют свою хозрасчетную самостоятельность. Руководители Минрыбхоза и «Севрыбы» предлагают же нам совсем иное: масштабные, разнородные по своей деятельно сти предприятия объединить и тем самым уйти от договоров, развития специализации, в конце концов —от хозрасчета... Самостоятельность пока что остается на словах и бумаге. «Друзья»- партнеры продолжают диктовать такие условия работы, которые связывают нас по рукам и но гам. Возьмем, к примеру, столь важный процесс, как стоянка в порту, своевременность, качество обработки судов. Сейчас мы не можем в доста точной степени воздействовать на портовиков, которые не всегда эффективно обрабатыва ют наши корабли. Значит, целесообразно соз дать производственное объединение, включив в структуру порта транспортный флот, но сохра нив его самостоятельность. По такому же прин ципу следует вести концентрацию коллективов, участвующих в процессе прогнозирования, до бычи, обработки, но только на добровольной ос нове с учетом мнения трудовых коллективов.111 «С учетом мнения трудовых коллективов» написали в газету секретарь парткома Ю. Кон стантинов и председатель совета трудового кол лектива объединения «Мурманрыбпром» А. Аба кумов. Обобщив мнения 38-ми экипажей флота, они пришли к выводу, что суть большинства предложений сводится к следующему: — Необходимо дать самостоятельность пред приятиям. Основой должен быть добывающий флот, главное звено которого —экипаж. Хозрас чет исключает существование ВРПО «Севрыба» или другого промежуточного звена. На базе «Мурманрыбпрома» и тралового флота создают ся два объединения, которым пропорционально передаются суда «Севрыбхолодфлота» и пере рабатывающая база на берегу. Все связи с дру гими предприятиями осуществляются на до говорной основе. Флоты имеют прямые связи с Минрыбхозом и инофирмами. Министерство решает только стратегические вопросы, опе ративные —совет директоров объединений и предприятий, который создается при гориспол коме...112 94
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz