Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Глава 12. Фирма «Север». Какой ей быть? приятия находятся на одном мурманском «пя тачке» и технологически зависят друг от друга. Мыслили так: в состоянии ли рыбокомбинатжить самостоятельно, без добывающих флотов? Нет, конечно. А траловый флот —без комбината? Где тогда будут сдавать посольно-свежьевые трауле ры рыбу на окончательную обработку? Может ли «Севрыбхолодфлот» обойтись без флотов? Допу стим, что транспортный флот можно разместить где-то для перевозки грузов. А что будут делать плавбазы? Не сможет просуществовать без фло та, его ремонта и судоверфь. То есть мы имеем единый, высококонцентрированный комплекс, раздробить который невозможно. В то же время предприятия Северного бас сейна ежедневно раздирают внутренние эко номические противоречия. Кое-кто стремится удовлетворить свои потребности за счет друго го, и зачастую небезуспешно. Слышны стали даже наивные рассуждения о том, что, получив самостоятельность, предприятия ВРПО вообще могут выйти из объединения. Мол, мы теперь о своей выгоде должны думать, а не на дядю ра ботать—с кем выгоднее, с тем и будем сделки заключать. Таким «раскольникам» приходилось напоминать, что все предприятия и организа ции, входящие в ВРПО «Севрыба», возникли как следствие развития рыбодобывающего флота. Что своим возникновением и существованием они обязаны тому, что участвуют в едином про изводственном цикле, конечный результат кото рого—рыбная продукция. Выпуск ее в необхо димом для государства количестве и высокого качества —эта цель остается и в новых условиях хозяйствования. Другой вопрос: как нацелить все предприятия на общий конечный результат? Простой сменой вывески ВРПО на ГПО этого не добиться. Да, действительно, осуществить экономиче ские реформы часто мешает автоматический перенос старых принципов управления на но вую систему взаимоотношений. Идеологи-тех- нологи конца восьмидесятых годов взывали к новому экономическому мышлению, к прин ципиально новым подходам к таким понятиям, как хозрасчет, самофинансирование, самооку паемость. Мол, именно в основе этих понятий лежит самостоятельность, предоставленная предприятиям, но все ли умеют пользоваться ею? В качестве примера устаревшего мышле ния приводился такой факт. Планы на 1988 год в ВРПО «Севрыба» начали формировать «снизу». Еще в мае предприятия получили задания, в ко торых обязательными были лишь контрольные цифры текущей пятилетки. Однако в результа те широкого обсуждения задач на будущий год ни одно предприятие не заложило в план даже контрольных показателей. А когда цифры, при нятые в коллективах, обработали управленцы, они стали еще ниже. Сработал отрепетирован ный годами принцип: взять поменьше, сделать больше и в результате получить премии, награ ды, знамена и т. д. При этом забывали в кол лективах, что хотя им самим и предоставлено право расставлять на уровне экипажа, флота, объединения вехи на пути социального разви тия, но... Но государственный заказ —это закон. Да, план-заказ должен быть реальным, а значит и напряженным, учитывающим все возможные ресурсы. Так что, дорогие товарищи, включайте внутренние резервы, и —все на борьбу за вы полнение плана! Как же ученые-разработчики новой структу ры управления пытались учесть в новом-старом ГПО-ВРПО специфические особенности каж дого предприятия? Они попытались перенести старый как мир принцип «ты—мне, я —тебе» на систему взаимоотношений между участника ми рыбацкого конвейера. На словах получалось неплохо. Ведь если принцип «ты—мне, я —тебе» поначалу вызывает отрицательные ощущения, свидетельствует о социальной несправедливо сти, о создании личных благ путем использова ния порочных связей, то в условиях Северного бассейна он выглядит вполне благопристойно. Общая заинтересованность, желание помочь друг другу —такие отношения между производ ственными коллективами казались фантастикой. Значит, их надо поставить на прочные реаль ные рельсы, «обвязать» новым экономическим мышлением, рассчитать кто, что и сколько по лучит взамен за ту или иную услугу. Эту задачу и решали-обговаривали в 1988-м году специали сты флотов и береговых предприятий рыбного 93
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz