Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) и Афинах, в портах Родоса и Лесбоса, Кипра и Сицилии, итальянских Неаполе и Генуе. Ко нечно, командировка была неоплачиваемой и проходила за счет моего отпуска, но все же насколько необычно для регионального жур налиста звучит: «командируется из Мурманска в Геную...» Ну а в 1987-м мои поездки ограничи вались побережьем Белого моря. — С востока, от Никодимского маяка, в бе лесом вечернем небе показалась маленькая черная точка. И, как-то сразу увеличившись, на полнив заснеженный простор гулом моторов, над селом пролетел самолет-разведчик. Сделав круг, чуть ли не касаясь крылом столбов электропере дач, ИЛ-14 сбросил на Чапому красный флажок с вложенным в пенопластовую трубку-пенал до несением. Подобрав вымпел, начальник экспе диции Стефаненко поспешил в штаб. Предстояло подвести итог еще одним, почти безрезультатным суткам промысла и выработать тактику работы на предстоящие дни зверобойки».106 Это отрывок из мартовского репортажа о промысле белька гренландского тюленя по морами Терского берега. Летом мне удастся побывать на Соловецких островах, посмотреть, как ведется подводная косовица ламина рии —очень ценных морских водорослей. Затем были экспериментальные мидиевые плантации в Чупинской губе Белого моря, а ближе к концу года —поездка в карельские рыболовецкие кол хозы, также входящие в состав ВРПО «Севрыба». Чуть-чуть подальше занесла журналистская стезя нашего редактора. Присоединившись к группе специалистов, которые по заданию Минрыбхоза командировались в Приморье, на предприятия «Дальрыбы», Дащинский слетал во Владивосток, на Сахалин, Курилы и добросо вестно перенес свои впечатления на газетные страницы. После телефонного звонка в редакцию по спешила в агентство «Аэрофлот» брать билет на самолет до Клайпеды Света Савина. Звони ли моряки с нашего тезки —плавбазы «Рыбный Мурман». Прошел уже месяц, как они пришли на Западный судоремонтный завод, но до сих пор болтались на рейде —в ремонт плавбазу не ставили. Материал под названием «Штормы и затишья Клайпеды» не замедлил появиться в газете. А вот завотделом береговых предприятий Валера Милютин с оказией добрался до Даль них Зеленецов, туда, где на самом краешке зем ли Кольской самоотверженно трудился неболь шой научный коллектив Мурманского морского биологического института: — Дорог в их изначальном смысле в Дальних Зеленцах нет, —пишет наш «береговой» жур налист. —Под ногами —точно белый вельвет. Мелкий рубчик накатывают снегоходы, круп ный —гэтээски (гусеничные транспортные сред ства). Прямых углов нет, прямых линий—тоже. Будто неистовый ветер и дороги скрутил в не мыслимые жгуты. А ветер поистине чувствует себя здесь полноправным хозяином. Куда бы ни шел, впечатление такое, что он всегда дует в лицо. Он упруг, как каучук, и, чтобы двигаться вперед, на него надо наваливаться всей грудью. Иногда «всей груди» едва хватает на то, чтобы удержаться на ногах. Ветер стал и законодате лем своеобразной дальнезеленецкой моды: мотоциклетные очки на пол-лица, шлемы напо добие танкистских. Их одевают все —и детса- довцы, и убеленные сединами ученые мужи... Все-таки талантливые журналисты были в «Рыбном Мурмане»! Блестящие стилисты и не поседы, хорошие друзья и работяги. Вы ведь знаете-представляете, как упруг каучук, как труд но его размять-продавить? А когда ветер как ка учук—больше и слов не надо. И мотоциклетные очки. И наваливаться всей грудью на ветер... Это уже не просто картинка с натуры, антураж для делового разговора —это лейтмотив всей статьи, написанной на одном дыхании, а по-другому Милютин не умел! Делали газету с огоньком, ра ботали в охотку, понимая при этом, что журнали стика —серьезное дело. Вот за что Дащинскому надо памятник поставить. Ведь сумел такой кол лектив создать-удержать! Как трудяга-траулер, шел наш «Рыбный Мурман» по неспокойным водам моря-времени, основной костяк экипажа сам работал на совесть и новичкам пример по казывал. Кто-то оставался, прикипал к общему делу. Кто-то уходил —что ж, море большое, жизнь длинная. Во всяком случае, так тогда казалось. 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz