Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) оказались крайне осторожными. Достаточно на звать заголовки их выступлений: «Вопросы без ответов», «Сходство очень обманчиво», «Потеря ют свое лицо...» Самым категоричным в своих высказываниях оказался пенсионер, бывший флотоводец Г. М. Бородулин90: — Все три флота бассейна по своей сущности глубоко различны. Явно выраженным добыва ющим является только траловый. Объединение «Мурманрыбпром», помимо промысла в откры том океане, занимается воспроизводством цен ных пород рыб, товарным рыбоводством, про мыслом в местных водоемах, развитием на побережье Баренцева моря марикультуры. Суда приемотранспортного и рефрижераторного флота требуют особого внимания и ухода, так как цена малейших ошибок в их эксплуатации слиш ком велика при организации интенсивного про мысла в Мировом океане. Поэтому даже собран ные под одной «крышей» три этих флота должны функционировать самостоятельно. По-видимому, соль предложений заключается в том, чтобы об щими были центральная бухгалтерия и финансо вая часть, а доля сверхплановой прибыли не пе речислялась бы в бюджет, а шла на покрытие убытков отстающего по этому показателю флота... — Собранные воедино флоты потеряют свое лицо, —подводит итог бывший флотово дец. —Возможные отдельные недостатки в их работе будут затушевываться в общей массе, что не будет способствовать их устранению. Ра ботая на один «котел», при благополучных общих валовых показателях единого гигантского флота бассейна, не «тянущие» планы флоты не будут ощущать всех сложностей положения отстаю щего предприятия. Подобный эксперимент мо жет кончиться тем, что, делая ставку на добычу физических тонн, трюмы промысловых судов и транспортных рефрижераторов будут запол нять не имеющей сбыта рыбой и превратят в плавучие холодильники...91 Менее категоричен в своих выводах глав ный инженер ВРПО «Севрыба» С. В. Киреев92: — Несомненно, в условиях нестабильной сырьевой базы любое укрупнение рыбодобы вающих предприятий стабилизирует их поло жение. Плюсов много. Это и упростит систему планирования, управления, финансирования, приведет к сокращению численности аппа рата управления. Но автор не учитывает один фактор. При составлении плана для такого объ единения придется исключить один показатель: производственные обороты при передаче по луфабриката или готовой продукции с одного флота на другой. Значит, снизятся объемы про изводства (в отчетах). А так как они тесно свя заны с расчетным фондом заработной платы и производительностью труда, то и эти показате ли резко упадут. Невыгодно! Но главное не это. Приведет ли такое укрупнение к улучшению конечных показателей работы по сравнению с сегодняшними, не будет ли уравниловки, соз дадим ли мы такой хозяйственный механизм внутри укрупненного объединения, который углубит хозрасчетные принципы работы каждо го подразделения? Однозначных ответов на эти вопросы пока нет. Критикуя предложенное «механическое объ единение», генеральный директор «Мурманрыб- прома» В. Д. Демяненко93 говорит о необходи мости внедрения «хозрасчета по вертикали»: — Специфика отрасли такова, что самостоя тельное функционирование даже очень мощно го объединения, например, рыбодобывающего, в рамках региона невозможно. Приходится за ниматься не только промышленным рыболов ством в океане, которое регулируется рядом международных организаций, но и поддер живать деловые отношения с иностранными фирмами, вести строительство и ремонт судов за границей. К тому же специфика отрасли требует быстрого маневра средствами и ма териальными ресурсами. Поэтому необходи мо откорректировать и точно установить функ ции и задачи управления на уровне бассейна и на уровне министерства, определить не только их права, но и материальную, хозрасчетную от ветственность перед трудовыми коллективами, предприятиями, объединениями. Свой взгляд на поднимаемую проблему у за местителя начальника Мурманского тралового флота по производству С. М. Белецкого94: — Мне кажется, не устранено главное про тиворечие —наш рыбацкий конвейер работает 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz