Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) оказались крайне осторожными. Достаточно на­ звать заголовки их выступлений: «Вопросы без ответов», «Сходство очень обманчиво», «Потеря­ ют свое лицо...» Самым категоричным в своих высказываниях оказался пенсионер, бывший флотоводец Г. М. Бородулин90: — Все три флота бассейна по своей сущности глубоко различны. Явно выраженным добыва­ ющим является только траловый. Объединение «Мурманрыбпром», помимо промысла в откры­ том океане, занимается воспроизводством цен­ ных пород рыб, товарным рыбоводством, про­ мыслом в местных водоемах, развитием на побережье Баренцева моря марикультуры. Суда приемотранспортного и рефрижераторного флота требуют особого внимания и ухода, так как цена малейших ошибок в их эксплуатации слиш­ ком велика при организации интенсивного про­ мысла в Мировом океане. Поэтому даже собран­ ные под одной «крышей» три этих флота должны функционировать самостоятельно. По-видимому, соль предложений заключается в том, чтобы об­ щими были центральная бухгалтерия и финансо­ вая часть, а доля сверхплановой прибыли не пе­ речислялась бы в бюджет, а шла на покрытие убытков отстающего по этому показателю флота... — Собранные воедино флоты потеряют свое лицо, —подводит итог бывший флотово­ дец. —Возможные отдельные недостатки в их работе будут затушевываться в общей массе, что не будет способствовать их устранению. Ра­ ботая на один «котел», при благополучных общих валовых показателях единого гигантского флота бассейна, не «тянущие» планы флоты не будут ощущать всех сложностей положения отстаю­ щего предприятия. Подобный эксперимент мо­ жет кончиться тем, что, делая ставку на добычу физических тонн, трюмы промысловых судов и транспортных рефрижераторов будут запол­ нять не имеющей сбыта рыбой и превратят в плавучие холодильники...91 Менее категоричен в своих выводах глав­ ный инженер ВРПО «Севрыба» С. В. Киреев92: — Несомненно, в условиях нестабильной сырьевой базы любое укрупнение рыбодобы­ вающих предприятий стабилизирует их поло­ жение. Плюсов много. Это и упростит систему планирования, управления, финансирования, приведет к сокращению численности аппа­ рата управления. Но автор не учитывает один фактор. При составлении плана для такого объ­ единения придется исключить один показатель: производственные обороты при передаче по­ луфабриката или готовой продукции с одного флота на другой. Значит, снизятся объемы про­ изводства (в отчетах). А так как они тесно свя­ заны с расчетным фондом заработной платы и производительностью труда, то и эти показате­ ли резко упадут. Невыгодно! Но главное не это. Приведет ли такое укрупнение к улучшению конечных показателей работы по сравнению с сегодняшними, не будет ли уравниловки, соз­ дадим ли мы такой хозяйственный механизм внутри укрупненного объединения, который углубит хозрасчетные принципы работы каждо­ го подразделения? Однозначных ответов на эти вопросы пока нет. Критикуя предложенное «механическое объ­ единение», генеральный директор «Мурманрыб- прома» В. Д. Демяненко93 говорит о необходи­ мости внедрения «хозрасчета по вертикали»: — Специфика отрасли такова, что самостоя­ тельное функционирование даже очень мощно­ го объединения, например, рыбодобывающего, в рамках региона невозможно. Приходится за­ ниматься не только промышленным рыболов­ ством в океане, которое регулируется рядом международных организаций, но и поддер­ живать деловые отношения с иностранными фирмами, вести строительство и ремонт судов за границей. К тому же специфика отрасли требует быстрого маневра средствами и ма­ териальными ресурсами. Поэтому необходи­ мо откорректировать и точно установить функ­ ции и задачи управления на уровне бассейна и на уровне министерства, определить не только их права, но и материальную, хозрасчетную от­ ветственность перед трудовыми коллективами, предприятиями, объединениями. Свой взгляд на поднимаемую проблему у за­ местителя начальника Мурманского тралового флота по производству С. М. Белецкого94: — Мне кажется, не устранено главное про­ тиворечие —наш рыбацкий конвейер работает 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz