Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Глава 10. Единый флот бассейна морозильные суда (БМРТ), которые стали все дальше уходить в море от родных причалов. Расширение географии промысла, а также ас­ сортимента добываемой продукции привели к возникновению отряда транспортных рефри­ жераторов и перерабатывающих плавбаз, ко­ торый со временем отпочковался, превратился в «Севрыбхолодфлот». Самой же «Мурмансель- ди» для улучшения финансово-экономических показателей стали также поставлять моро­ зильные суда, поэтому сегодня, существуя под вывеской «Мурманрыбпрома», она мало чем отличается от тралового флота. И ныне на Мур­ манский рыбный порт базируются суда как ры­ бодобывающие, так и научно-поисковые, кол­ хозные траулеры, обслуживаются транспорты и плавбазы «Севрыбхолодфлота», а также флоты Архангельска (траловый и рыбакколхозсоюза), Беломорской базы гослова. Ограниченность сырьевых ресурсов, дефицит судоремонтных мощностей, нехватка транспортных рефри­ жераторов, проблемы судообрабатывающего комплекса, узкие места в береговой рыбопе­ реработке —все это порождает неразрешимые противоречия. Обиды и взаимные упреки при планировании, расстановке флота по районам промысла, распределении рыбных квот, лими­ тов судоремонта и материально-технического снабжения... Все так. Но надо с чего-то начинать. Вот и вспомнили-подумали, а не вернуться ли к уже отработанной практике единого (или объеди­ ненного) флота на базе Мурманского тралово­ го, «Мурманрыбпрома» и «Севрыбхолодфло­ та»? Предпосылки для этого есть, ведь все три государственных мурманских флота призваны решать одну и ту же задачу (вырабатывать рыб­ ную продукцию), но подчас находятся в разных производственно-экономических условиях. Объ­ единение и единое управление позволили бы повысить экономическую эффективность руко­ водства, с меньшей затратой средств внедрить автоматизированную систему управления про­ изводством (АСУП), которая сможет функци­ онировать в единой организации, на единой нормативной базе. Пока же, несмотря на меры по выравниванию экономических условий, предпринимаемые ВРПО «Севрыба», результаты работы этих трех флотов, в основном по незави­ сящим от трудовых коллективов причинам, ни­ когда не были и не будут одинаковыми. Коммен­ тируя этот тезис, как-то стало уже привычным критиковать «Севрыбхолодфлот». И пинровец А. Васильев не был оригинален: — С момента создания «Севрыбхолодфлота» прилагаются усилия по разработке и совершен­ ствованию цен и тарифов, объективно учитыва­ ющих вклад каждого флота в выработку рыбной продукции, —пишет экономист. —Цель до сих пор не достигнута. Например, в 1985 году из восьми типов добывающих судов, эксплуа­ тируемых тралфлотом и «Мурманрыбпромом», пять сработали с убытком. В то же время реф­ рижераторные плавбазы имели рентабельность свыше 40 процентов, рыбомучные базы —око­ ло 30 процентов. Прибыль на одного работаю­ щего в «Севрыбхолодфлоте» была в 37,2 раза выше, чем в тралфлоте, и в 6,1 раза выше, чем в «Мурманрыбпроме». Столь разная отдача при одинаковых трудозатратах в основном обуслав­ ливается объективными причинами.89 Вот такие доводы и примеры привел автор, ратуя за создание мощного промыслово-произ­ водственного объединения «Рыбный Мурман», которое будет работать на конечный результат. При этом расчетные цены и тарифы останутся лишь для внутреннего хозрасчета. Еще раз по­ вторю: эта идея уже витала в воздухе. То, о чем шепотком говорилось в кабинетах больших на­ чальников, вдруг во всеуслышание заявила га­ зета. Для читателей, для большинства не толь­ ко рядовых моряков, но и управленцев статья вызвала эффект разорвавшейся бомбы. И как после взрыва, на некоторое время... наступи­ ла тишина. Радио и телевидение, другие газеты хранили молчание, будто эта тема была под за­ претом. В редакцию приходили и звонили чи­ татели, спрашивали о сроках, о том, как много управленцев подлежат сокращению. А правда ли? А надо ли? А может... Но «Севрыба» от ком­ ментариев упорно отказывалась. С большим трудом удалось буквально «выжать» необходи­ мые отклики, опубликовать мнение ряда компе­ тентных флотоводцев, которые в своих ответах 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz