Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) не любил, то теперь «взялся» за Азию. На излете советской власти и автор этих строк успел разок на халяву съездить в Болгарию. Очевидно, эта страна, считавшаяся зарубежным членом Сою­ за Советских Социалистических Республик, уже не котировалась в среде номенклатурных парт- совпрофхозлидеров. А мне в Болгарии очень по­ нравилось. Основной акцией «Рыбного Мурмана» образ­ ца 1986 года стала подборка праздничных газет­ ных разворотов к 70-летию Мурманска. Их было семь, семь разворотов по числу прошедших де­ сятилетий под общим заголовком «Город, рож­ денный Октябрем»83. Задумали и подготовили эти публикации мы с Павлом Алексеевичем Быстро- умовым. В каждом выпуске находилось место для хроники событий за десять лет, для анкеты, на вопросы которой отвечали ветераны-рыбаки, для интервью и воспоминаний, даже для песен (с нотами!) о нашем любимом городе. — На Север я приехала летом 1933 года и навсегда связала свою судьбу с Мурманском, с ПИНРО, где и проработала свыше четырех де­ сятков лет, —писала П. С. Виноградова.84 — Кипучая жизнь шла в рыбном и торговом портах, откуда днем и ночью выходили в море и возвращались рыболовные траулеры, —вспо­ минал о довоенных годах И. Н. Тимофеев.85 — Сегодняшним и будущим мурманчанам желаю продолжить лучшие традиции старшего поколения, любить и гордиться своим городом, равного которому нет ни на каких широтах, ни в каких странах мира, —призывал А. В. Аба­ кумов.86 На вопрос анкеты «Каким Вы видите будущее города-героя Мурманска?» О. П. Генстель87 ска­ зала: —Я вижу город, который, как крылья белой чайки, широко раскинется на берегах Кольского залива. И его жители всегда будут гордиться высо­ ким званием мурманчан. Д. Я. Калюгин88 в своем ответе был краток: —Я верю, что будущее Мурманска, его слава и процветание будут не меньшими, чем в про­ шлом и настоящем, и он останется базой флотов рыбной отрасли. «Базой флотов рыбной отрасли...» Эти сло­ ва капитана Калюгина не вызывали сомнения и у руководителей, «генералов» рыбного Мур­ мана тех лет. Но как сделать флот Северного бассейна более маневренным, более эффек­ тивным? Может, стоит попробовать объединить в единый флот все рыбодобывающие и при­ емотранспортные суда, чтобы таким образом умножить усилия, прекратить борьбу личных интересов флотоводцев? Или реорганизовать структуру самого штаба бассейна, то есть ВРПО «Севрыба»? Попробуем на эти вопросы ответить в следующей главе. Глава 10. ЕДИНЫЙ ФЛОТ БАССЕЙНА Первый звонок к общему сбору флотовод- цев-судовладельцев, управленцев предприятий и командиров экипажей, в общем, всех мало- мальски думающих и болеющих за наш Се­ верный бассейн людей прозвучал в середине 1986 года, когда «Рыбный Мурман» опубликовал статью заведующего сектором отдела экономи­ ческих исследований ПИНРО А. Васильева. Ав­ тор несколько польстил нашей газете: доказы­ вая необходимость создания на базе входящих в состав ВРПО «Севрыба» предприятий мощного промыслово-производственного объединения, он уже дал имя этому детищу —«Рыбный Мур­ ман». Правда, оговорился, что название услов­ ное. Но первое слово было сказано. И эта давно витавшая в воздухе идея, закрученная вихрем перестроечных ускорений и обновлений, напол­ нила паруса, сдвинула казалось бы в нужном направлении неповоротливый рыбохозяйствен­ ный комплекс Севера. Как водится, обращались к истории. Вспо­ минали, что сначала был траловый флот. Затем для развития специализированного дрифтерно­ го промысла сельди было создано управление «Мурмансельдь», чей флот в основном состоял из средних рыболовных траулеров (СРТ) и сухо­ грузных плавбаз. Шло время. Запасы сельди ис­ тощились. СРТ переключились на облов других видов рыб, принося вместо прибыли убытки. В траловых флотах —Мурманском и Архангель­ ском — вступали в строй высокоэффективные 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz