Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Глава 8. Газета середины восьмидесятых Анатолий Вилов спокойно и доходчиво рассказывая о проис­ шедшем событии на следующий день. А наш «Рыбник», допустим, выходил после «Полярки». Значит, если хроника происшедшего могла совпадать с написанным в ежедневке (а как иначе?), то ракурс освещения события должен быть иным. Да и выводы желательно сделать более глубокие, успеть поразмышлять о слу­ чившемся, ведь мы еженедельник, мы ана­ литическая газета! А из-за несовершенства полиграфической базы областной типографии доходило до абсурда. В иные годы нам прихо­ дилось не только заранее подготавливать к пе­ чати половину страниц номера, но и печатать одну «тетрадку» очередного номера в 8 полос во вторник, а газета выходила по пятницам! Как в таком случае готовить оперативные ма­ териалы? Именно эта неразбериха, как мне ка­ жется, сильно действовала Березюк на нервы. Она, как и Вилов, была «рабочей лошадкой», и при этом умудрялась оставаться женщиной. То есть Инна Петровна умела использовать свое преимущество «слабого пола» в обще­ нии с рыбаками. Если Вилову приходилось, об­ разно говоря, врукопашную бороться-биться над той или иной темой без всяких поблажек, то Березюк могла при определенном такте обойтись «малой кровью», вежливо попросив ответить-прокомментировать спорный и слож­ ный вопрос облаченного властью и в брюки на­ чальника, которому отказать женщине в такой малости было очень трудно... Экономический разворот начинался «стоя­ ком» —материалом на две колонки в левой ча­ сти разворота (мы не арабы, читаем слева на­ право, хотя наиболее «смотрибельным» местом газетной полосы является правый верхний угол) Вот где форма диктовала содержание! Во-первых, «стояк» —это авторское выступление (желатель­ но рядового работяги) на актуальную тему. Двад­ цать (плюс-минус две) строчек представления автора и 180 строк текста (20 строк секретариат резервировал на линейки и заголовок). Кстати, заголовок должен был быть кратким, не более двух слов. Такова заданная схема, и в ее рамках резвись, журналист, как хочешь! «Подвал» размещался на двух полосах и сво­ им объемом в 300—350 строк как бы скреплял две половинки разворота. Без иллюстраций, с желательным заголовком в три слова, при­ чем первое слово не должно быть слишком длинным, чтобы уместиться на левой полосе до разрыва разворота, —это был основной, ана­ литический материал экономических отделов. «Пишу многословно, так как кратко писать вре­ мени нет», —верно подметил кто-то из классиков, чуть ли не Карл Маркс. Потому-то с объемным «подвалом» особых проблем не случалось, а вот «малые» жанры, которые наполняли «чердак» и «средник» разворота, были у нас не в чести. Мне на редакционных планерках приходилось обговаривать каждый материал и его объем, вплоть до размера информации. Учитывалась и география публикаций, чтобы были и море, Елена Кобзева Инна Березюк шш 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz