Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Глава 7. Руководители «Севрыбы» гивались к нему ремонтники, —возмущается Наумов. —Все надеемся на доброго дядю, кото­ рый, мол, придет и все исправит. Сдают такие ремонтные ведомости, что диву даешься —ведь могли же сами кое-что отремонтировать. Ижди­ венчество. Как иначе это расценить? Или возьмем поначалу разрекламирован­ ный метод управления, внедренный на на­ шем флоте. Это так называемая трехзвенная цепочка: основной экипаж —сменно-подмен­ ный —ремонтно-подменная команда (РПК). С внедрением этой формы управления заметно ухудшилось техническое состояние судов. Мы сделали анализ и вот что выяснили: практически каждый траулер, приходя на промысел, не мог сразу начать работу —сказывались неполадки механизмов, машин. Почему такое происходи­ ло? Во-первых, ни сменно-подменный экипаж, ни основной не поддерживали суда в надле­ жащем состоянии. Лишь бы сплавить траулер РПК —вот чем были озабочены. А те, в свою очередь, не вникали в суть ремонтных ведомо­ стей. Да и в РПК нередко набирали случайных людей, это во-вторых. В-третьих —нежелание проявить хозяйскую сметку, запастись заранее необходимыми запчастями, электродами, желе­ зом, цинком, которые имеются на флотских скла­ дах. Ан нет —удобнее за границей платить за эти материалы валютой. Не из своего же кармана... Эту цепочку безответственности мы ломаем.69 «Ломал» Наумов многое и многих. Некото­ рые воспринимали его требования как при­ дирки, его идею —как маниловщину. И тогда генеральный применил «хирургическое вмеша­ тельство». Не сразу, не вдруг, но тем не менее или сами ушли, или были освобождены многие замы директора, которые не сумели или не за­ хотели перестроиться. Прошлые заслуги во вни­ мание не брались. Но один в поле не воин. Ос­ новой для обновления, для ускорения (модное в те годы словцо!) должны бы стать инициатива, творчество людей, которые поддержат новое и прогрессивное. Однако где-то произошел раз­ рыв в управленческой цепи флота, на каком-то уровне оказался тормозящий фактор. Сильные, волевые решения хороши до определенного момента. Но в дальнейшем должен вступать в силу коллективный разум. Этого, к сожалению, не произошло. Береговые службы флота стали ни в грош не ставить мнение экипажей, даже капитанов. Очевидно, беря пример с начальни­ ка, чиновники решили, что из окон их служеб­ ных кабинетов проблемы виднее, чем в море, на промысле. — Конечно, в ходе такой рубки-ломки и «щеп­ ки» летят. Возможно. А ты посмотри, как он ра­ ботает. Горит! —гнул свою линию-мнение наш завотделом промрыболовства Толя Вилов. — Не можешь —уступи место другому. Вот один из элементов социальной справедливости при­ менительно к кадровой политике. Да, Толя был максималистом. Спрашивал и с других, и с себя по большому счету. В этом они с Наумовым были схожи. Поставить сверх­ задачу и добиться ее решения. Сегодня. Для журналиста это очень ценное качество. Пото­ му что каждый номер газеты надо делать так, как будто это последний номер. Завтра будут другие задачи, другие цели —возможно более сложные и высокие. Но то —завтра. А сегодня умри —но сделай. И сделай блестяще, отдав все силы именно этому, первому и последнему га­ зетному номеру... Пример начальника заразителен, так или иначе, но слова и действия Наумова нашли от­ клик в сердцах людей. Потому что были они под­ креплены верой в необходимость и возможность перемен. Наверное, прав Вилов, убеждая меня, что в жизни многого добивается не тот, кто может, а тот, кто хочет. В «Мурманрыбпроме» начали мо­ дернизацию судов под выпуск новых рыботова­ ров, создали двухзвенную цепочку управления, что привело к стабильности экипажей. Сдвинули с места такой, казалось бы, «мертвый» вопрос, как развитие собственной ремонтно-строи- тельной базы, стали готовиться к обновлению и расширению пансионата «Рыбак Заполярья». А директор продолжал с присущей ему категорич­ ностью планировать: надо разработать гибкую систему премирования, каждый отдел должен увязывать свою работу с другими службами фло­ та, пора подумать о разделанной мойве, шпрот­ ной продукции. Как-то с большой трибуны На­ умов произнес: «Отдайте судоремонтный завод 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz