Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) Конечно, можно бы в целом по району, приме нив автоматизированную систему управления, получить результат за считанные минуты, но ма шина не умеет учитывать... ведомственные ин тересы. В известной басне Крылова лебедь, рак и щука превратились в отрицательные персона жи только потому, что собрали их вместе, в одно «объединение» по перетаскиванию воза. Каж дый же в отдельности свое дело хорошо знает и может служить примером усердия.61 Где же выход из создавшейся ситуации? Му- нин видит его в изменении статуса ВРПО «Сев- рыба», в значительном расширении не только его прав, но и обязанностей, когда, принимая решение об изменении производственной деятельности подчиненных ему предприятий, бассейновое объединение будет отвечать и за все последствия этих решений. Но пока что, в те 1985—1988 годы, партия и правительство, наоборот, призывали к расширению самосто ятельности трудовых коллективов, к переводу производства на хозрасчетные рельсы. Во вся ком случае на словах. Что же делать? Давайте попробуем спрогнозировать все возможные варианты, отталкиваясь от описанной в басне ситуации. Итак, мы можем: 1) заставить персонажей басни тянуть воз в нужную сторону (предложение Мунина), но тог да рак, пятясь в противоположную от водоема сторону, да и щука погибнут, 2) заставить животных тянуть воз с большим усердием (что предлагают директивные доку менты партии и правительства), но это, трезво рассуждая, желаемого результата не принесет, 3) позвать на помощь других животных (парт неру «со стороны» надо будет заплатить частью провозимой на возу продукции, пожертвовав интересами тех же щуки или рака), 4) облегчить-видоизменить конструкцию са мого воза (новая структура «Севрыбы»), но ведь тянем мы все равно в разные стороны! 5) совсем бросить этот воз —а кому он, дей ствительно, нужен? —и каждому заниматься присущим ему делом (рыночные отношения). Вот, оказывается, сколько выходов-пово ротов только в сюжете одной басни. А в жиз ни? Руководители предприятий надеялись, что переход на хозрасчет, вступление в силу Зако на о госпредприятии наконец-то развяжет им руки. Особенно большие надежды возлагали на перестройку в Севрыбхолодфлоте, который изначально был призван доставить выловлен ную рыбу с промысла. Но дефицит транспортов, увеличение дальности перевозок, привычно-по требительское отношение промысловиков к об служивающему их «Севхолоду» лишь обостряли конфликт. Изыскивая внутренние резервы, эки пажи транспортных рефрижераторов стали пере водить на хозрасчет, внедрив прогрессивную систему создания стабильных коллективов: одно судно —один экипаж. При этом увеличивалась численность команды за счет дополнительных смен и вахт, которые подменяли находящихся в отпуске моряков основного экипажа. В про мысловых районах создавались специальные бригады по загрузке транспортов, а на судах оставались лишь те, кто нес вахты на переходах и швартовках. Чувствуя возросшее напряжение, моряки все жестче требовали: транспорт должен работать четко по плану, а за всякого рода допол нительные работы пусть расплачивается не эки паж, э непосредственный виновник непроду манных решений, то есть руководство флота. К штурвалу Севрыбхолодфлота в те годы при шел уже знакомый нам флагманский капитан А. Ф. Леванов. В своей книге «Пожнешь судьбу» он напишет впоследствии, что из-за дефицита самостоятельности многим благим намерениям так и не суждено было сбыться. ВРПО «Севрыба» четко дало понять, что не собирается ни в коей мере выпускать бразды правления из своих рук. Первым делом флот обязали заключить догово ры с промысловиками на весь объем заявлен ной к вывозу продукции (вот вам и вариант но мер раз из нашей басни!), без учета реальных возможностей транспортных судов. — В случае неувязок на нас должны были посыпаться штрафы, которые просто «сожрут» наши фонды социального развития, матери ального стимулирования, —вспоминает Лева нов. —Но почему же матрос, по двенадцать часов работающий в промерзшем насквозь трюме, должен своим рублем отвечать за то, что нет в «Севхолоде» достаточного количества 58
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz