Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.

Часть первая. Прокляв моря и океаны (восьмидесятые годы) Конечно, можно бы в целом по району, приме­ нив автоматизированную систему управления, получить результат за считанные минуты, но ма­ шина не умеет учитывать... ведомственные ин­ тересы. В известной басне Крылова лебедь, рак и щука превратились в отрицательные персона­ жи только потому, что собрали их вместе, в одно «объединение» по перетаскиванию воза. Каж­ дый же в отдельности свое дело хорошо знает и может служить примером усердия.61 Где же выход из создавшейся ситуации? Му- нин видит его в изменении статуса ВРПО «Сев- рыба», в значительном расширении не только его прав, но и обязанностей, когда, принимая решение об изменении производственной деятельности подчиненных ему предприятий, бассейновое объединение будет отвечать и за все последствия этих решений. Но пока что, в те 1985—1988 годы, партия и правительство, наоборот, призывали к расширению самосто­ ятельности трудовых коллективов, к переводу производства на хозрасчетные рельсы. Во вся­ ком случае на словах. Что же делать? Давайте попробуем спрогнозировать все возможные варианты, отталкиваясь от описанной в басне ситуации. Итак, мы можем: 1) заставить персонажей басни тянуть воз в нужную сторону (предложение Мунина), но тог­ да рак, пятясь в противоположную от водоема сторону, да и щука погибнут, 2) заставить животных тянуть воз с большим усердием (что предлагают директивные доку­ менты партии и правительства), но это, трезво рассуждая, желаемого результата не принесет, 3) позвать на помощь других животных (парт­ неру «со стороны» надо будет заплатить частью провозимой на возу продукции, пожертвовав интересами тех же щуки или рака), 4) облегчить-видоизменить конструкцию са­ мого воза (новая структура «Севрыбы»), но ведь тянем мы все равно в разные стороны! 5) совсем бросить этот воз —а кому он, дей­ ствительно, нужен? —и каждому заниматься присущим ему делом (рыночные отношения). Вот, оказывается, сколько выходов-пово­ ротов только в сюжете одной басни. А в жиз­ ни? Руководители предприятий надеялись, что переход на хозрасчет, вступление в силу Зако­ на о госпредприятии наконец-то развяжет им руки. Особенно большие надежды возлагали на перестройку в Севрыбхолодфлоте, который изначально был призван доставить выловлен­ ную рыбу с промысла. Но дефицит транспортов, увеличение дальности перевозок, привычно-по­ требительское отношение промысловиков к об­ служивающему их «Севхолоду» лишь обостряли конфликт. Изыскивая внутренние резервы, эки­ пажи транспортных рефрижераторов стали пере­ водить на хозрасчет, внедрив прогрессивную систему создания стабильных коллективов: одно судно —один экипаж. При этом увеличивалась численность команды за счет дополнительных смен и вахт, которые подменяли находящихся в отпуске моряков основного экипажа. В про­ мысловых районах создавались специальные бригады по загрузке транспортов, а на судах оставались лишь те, кто нес вахты на переходах и швартовках. Чувствуя возросшее напряжение, моряки все жестче требовали: транспорт должен работать четко по плану, а за всякого рода допол­ нительные работы пусть расплачивается не эки­ паж, э непосредственный виновник непроду­ манных решений, то есть руководство флота. К штурвалу Севрыбхолодфлота в те годы при­ шел уже знакомый нам флагманский капитан А. Ф. Леванов. В своей книге «Пожнешь судьбу» он напишет впоследствии, что из-за дефицита самостоятельности многим благим намерениям так и не суждено было сбыться. ВРПО «Севрыба» четко дало понять, что не собирается ни в коей мере выпускать бразды правления из своих рук. Первым делом флот обязали заключить догово­ ры с промысловиками на весь объем заявлен­ ной к вывозу продукции (вот вам и вариант но­ мер раз из нашей басни!), без учета реальных возможностей транспортных судов. — В случае неувязок на нас должны были посыпаться штрафы, которые просто «сожрут» наши фонды социального развития, матери­ ального стимулирования, —вспоминает Лева­ нов. —Но почему же матрос, по двенадцать часов работающий в промерзшем насквозь трюме, должен своим рублем отвечать за то, что нет в «Севхолоде» достаточного количества 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz