Георги, В. С. Рыбный Мурман в кавычках и без : документально-публицистические хроники Северного рыбопромыслового бассейна последней четверти XX века. В 2 т. Т. 1, ч. 1-3 / Виктор Георги. - Петрозаводск : Verso, 2016. – 445, [1] с. : ил., портр.
Глава 6. Кому что выгодно? противоречия между промысловыми флотами, «Севрыбхолодфлотом» и ВРПО. И решаются они далеко не всегда в пользу оптимального вариан та лишь потому, что у каждого свой план. Вышеперечисленные примеры привел в своей статье главный диспетчер управления «Севрыбхолодфлот» А. А. Мунин. И далее он про гнозирует весьма любопытную ситуацию и дела ет конкретные выводы-предложения: — В связи с переходом предприятий «Сев- рыбы» на новые условия хозяйствования ос новной показатель оценки производственной деятельности предприятий —выполнение плана выпуска товарной продукции с учетом выполне ния договорных обязательств (плана поставок). К предприятиям, не справившимися со своими обязательствами, применяются штрафные санк ции. Это совершенно логично, когда они полно стью самостоятельны и самостоятельно прово дят свою производственную политику. Но, входя в состав ВРПО, предприятия нередко не выпол няют планы и договоры из-за указаний ВРПО, противоречащих их интересам, и, соответствен но, несут материальные потери (штрафы), кото рые в конечном итоге «уходят» и с предприятий, и из ВРПО, так как перечисляются в госбюджет. Так, в прошлом году Мурманский траловый флот не выполнил план по прибыли, в то же время управление «Севрыбсбыт» только за счет штраф ных санкции получило сверхплановую прибыль в размере 1,9 миллиона рублей, перечислив деньги в госбюджет. А могли бы эти миллионы остаться в ВРПО и улучшить показатели и тралф лота, и бассейна в целом, который, кстати, тоже не выполнил план по прибыли.60 Не знаю, сам ли Алексей Алексеевич Му нин писал все эти строки, или кто помогал ему,—но выводы, которые делает автор, четко выстроены и доходчивы. Черноволосый, не торопливый в движениях и слегка полноватый, Мунин на первый взгляд мог показаться эта ким увальнем, сибаритом. Выдавала его лишь непослушная вьющаяся шевелюра и столь же пышные усы, обладатель которых был натурой непокорной и настойчивой в достижении наме ченной цели. Эти свойства характера как нель зя лучше пригодились будущему бизнесмену А. А. Мунин и предпринимателю в период «дикой приватиза ции», о чем мы поговорим в свое время. Что же мешало руководству ВРПО «Севрыба» уйти от силовых методов управления и применить уже испытанную автоматизированную систему для расстановки по районам промысла судов подчиненных флотов? И на этот вопрос у главного диспетчера «Севрыбхолодфлота» был ответ: — Для большей ясности возьмем ситуацию, подсказанную жизнью, —пишет выпускник МВИМУ Мунин. —Курсантам Мурманского выс шего инженерного морского училища на заня тиях предлагается такая задача: «В трех райо нах промысла находится по три промысловых судна. В одном районе отлично ловится мойва, по 60 тонн в сутки, в другом —палтус по 2—3 тон ны, в третьем неожиданно резко улучшилась об становка на промысле окуня —по 20—25 тонн в сутки. Вопрос: как наиболее рационально рас ставить флот? Принимая решение, учесть: цены на данный вид продукции, затраты на добычу, расход топлива на переход из района в район, устойчивость промысловой обстановки, воз можность реализации данного вида продукции... И так далее». В МВИМУ толковый курсант все это обсчитывал и находил решение часа за два-три без применения АСУ. Руководителям «Севрыбы», флотов, промрайонов приходится решать анало гичные задачи. Только районов промысла уже не три, а значительно больше, и судов —многие десятки. Причем в одном районе работают суда разных организаций с различными интересами. 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz